|
Сергей Константинов

Дон Ицхак Абрабанель: щит народу от дома Давидова

Дон Ицхак Абрабанель: щит народу от дома Давидова
Дон Ицхак бен-Иегуда Абрабанель

29 Тишрея – день памятования одного из великих сыновей Народа Книги, рабби Ицхака из семейства Абрабанель.

Он родился в столице Португалии, хотя семья происходила из кастильского королевства и жила в славном городе Севилья издревле. Род Дона Ицхака Абрабанеля осел на Иберийском полуострове ещё со времён разрушения первого Храма.

Дом царя Давида был его истоком. Десятилетия евреи Испании служили сменявшимся королям, организуя торговлю и производства, ссужая деньгами, налаживая связи. Семья Абрабанеля вела дела со всеми крупными торговыми домами Европы и Востока. Дед Исаака, Самуэль, придворный короля Кастилии, хоть и сменил веру, однако служил своему народу надёжной защитой от любителей лёгкой поживы.

2.png

У семьи Абрабанель даже был свой герб: над чёрным щитом с правой перевязью и звёздами золотой шлем с намётом, развёрнутый вправо. Положение шлема указывало на то, что герб жалованный.

Но всему есть предел, и семья вынуждена была оставить землю, с которой сроднилась: в который раз знать спровоцировала гонения на евреев. Их новой родиной стал Лиссабон.

Рабби Ицхак родился в 1437 году. Его отец уже был одним из ближних советников короля Альфонсо V. По просьбе монарха он разработал план развития хозяйства Португалии, в котором рекомендовал ограничить потребление роскоши и добиваться благосостояния всех:

«Не следует допускать значительного неравенства меж подданными, поскольку оно умаляет богатство народа и подрывает его доверие. Богатство короля основано на относительном богатстве всех жителей королевства и надлежащих отношениях между знатью и народом».

Юный Ицхак получил блестящее образование. Он изучал Тору и писания мудрецов с лиссабонским раввином Йосефом Хаимом. Среди своих учителей он числил и Раби Шем-Това бар Йосеф Ибн Шем-Това, ратовавшего за стойкость и простоту веры. Но помимо дисциплин иудаизма юноша постигал учение Аристотеля, бывшее основой европейской философской мысли. Он был глубоко знаком с христианскими богословскими трудами, что позволило вести диспуты о вере и не раз отводить беду от соплеменников. В 20 лет он написал несколько трактатов о мироустройстве, тонкостях религиозных вопросов и пророчествах. От отца, Иуды Абрабанеля, Ицхак перенял искусство управления и финансовую премудрость. Несмотря на молодость, король Альфонсо V назначил его своим казначеем.

Помимо огромного достояния, накопленного семьёй, к рабби Ицхаку со временим перешло и то, что ценилось выше богатства – связи и контакты по всему известному миру.

Своё высокое положение и деньги Дон Ицхак Абрабанель использовал с умом и открытым сердцем. Когда король Альфонсо захватил марокканскую Асилу, местная еврейская община оказалась в большой опасности. Несмотря на призывы церкви к милосердию и многочисленные труды философов о добре и счастье, времена были суровые, а нравы - жестокие. Горе побеждённым! Их удел - рабство. Ицхак Абрабанель выкупил соплеменников на свои средства.

Правление Альфонсу V - время расцвета Португалии и благоденствия еврейской общины. Строились синагоги. Создавались ешивы. Благодаря рабби Ицхаку налажена торговля с Севером Европы через Фландрию. Каждый раз, как представлялся случай, Абрабанель испрашивал у короля привилегии для евреев Португалии, чтобы надёжнее защитить потомков Израиля от произвола знати и буйства черни.

Но по некоторым признакам - неудача в войне за кастильский трон и внезапная вспышка чумы, - Ицхак Абрабанель понял, что тучные годы на исходе.

Внезапная смерть в 1482 году короля, благоволившего к детям Завета, всё изменила в один день. Наследник монарха, решивший не только согнуть непокорные выи благородных родов Португалии, но и поживиться имуществом королевских евреев, нарушил тонкий баланс сил, который годами выстраивал его отец.

Знать после бунта и заговоров покорилась, а евреи поплатились имуществом. Рабби Ицхак, обвинённый в измене за близкую дружбу с мятежным герцогом, мог лишиться головы. Спас его Б-г и привычка быстро принимать важные решения.

Узнав благодаря случаю о грозящей гибели, он собрал семью и, покинув всё имущество, пустился в Кастилию, спасая драгоценные жизни родных.

Когда-то, на заре свой карьеры дипломата, политика и царедворца, рабби Ицхак мечтал в уединении записывать свои размышления о святом Пятикнижии. Казалось, такое время настало: семья не бедствовала, хоть и лишилась прежних благ. Можно было засесть за труды. Он решил начать с Книги Царств. Но слух о прибытии знаменитого, как сказали бы сейчас, гения от экономики, дошёл до христианнейших королей Фердинанда и Изабеллы. И вместо царей Израильских он оказался в компании амбициозных испанских правителей.

Abravanel.jpg

Средневековый рисунок изображающий Абрабанеля

За два года рабби Ицхак наладил разваливавшееся после бесконечных внутренних усобиц хозяйство королевства. Прежде всего организовал разумный сбор налогов. Кто любит сборщиков податей? Но без них нет государства. На деле это занятие - искусство. Что обложить налогом, чему дать послабление? Что поддержать, а что - притормозить...

Начались постоянные разъезды по стране и встречи с правителями областей. Изабелла настолько высоко оценила его усилия, что сделала своим представителем во всех финансовых вопросах.

Да что там – представителем! Когда по настоянию Торквемады в 1492 году приняли эдикт об изгнании евреев из Испании, лишь для рабби Ицхака и его семьи монархия была готова сделать исключение – не принуждать креститься и забыть о вопросе веры, лишь бы Дон Абрабанель остался.

После трёх встреч с Фердинандом и Изабеллой, испробовав все средства убеждения, все возможные предложения (вплоть до взятки в огромную сумму, 30 тысяч золотых венецианских дукатов), рабби Ицхак понял, что уши королей – у инквизиции. Отодвинуть срок изгнания удалось лишь на два дня. Его ждали новые скитания.

В качестве мести защитнику евреев у придворных, близких к Торквемаде, даже возник план похитить годовалого внука Абрабанеля, крестить его и воспитать христианином.

Несколько лет скиталось семейство некогда влиятельного рабби Ицхака, пожив в Неаполе и на Корфу, пока в 1503 году от дожа Венеции не пришло приглашение поселиться в Республике и послужить её интересам в качестве эксперта по торговле с Востоком. Венеция оказалась в сложном положении из-за открытия Португалией новых путей в Индию. Рабби Ицхака позвали неспроста, и неспроста лишь его семейству и ещё нескольким евреям разрешили приобрести дома и жить непосредственно в городе на воде. Это была неслыханная для сына Израиля поблажка. Даже «новым христианам» приходилось жить в окрестных селениях.

3.png

Титульный лист книги Абрабанеля "Маанеи ха-Йешу" (комментарий к книге Даниила), 1647 г.

Наконец у него появилось время привести в порядок свои записи и закончить задуманные комментарии к Пятикнижию и трудам Маймонида. Рассматривая бурные времена и свою жизнь в свете Торы, Дон Ицхак Абрабанель много писал о том, насколько важно держаться веры предков и не отказываться от своих корней ради сиюминутных благ и выгод. Он считал, что иберийским евреям-сефардам изгнания из Испании и Португалии нанесли сильный удар, поколебав устои народа, но надеялся, что раз столь многие предпочли изгнание, то, переосмыслив произошедшее, потомки Израиля станут сильнее и не забудут, что Б-г и Тора – свет их души.

Abravanel_Perush_‘al_Nevi’im_ahronim.jpg

Комментарии к Исайе, Иеремии, Иехазкелему и малым пророкам, издание 1642 года

Он скончался в окружении своих родных и близких в 1508 году и был похоронен на старом еврейском кладбище города Падуя, поскольку в Венеции кладбища для евреев не было. 

P.S.

Интересно, что один из сыновей рабби Ицхака прославился как философ, поэт и мастер стиля. Его трактат «Диалоги о любви» за двадцать лет издавали 5 раз и перевели на латынь и итальянский.

Согласно письму отца поэта Бориса Пастернака, Леонида Хаиму Бялику, род Пастернаков происходил от рабби Абрабанеля:

«Я испанского происхождения ...не шутите со мною! Мой кузен, в Вене живший, имеет подлинную родословную грамоту, ведущую прямую связь с дон Исааком Абарбанеллом»!

Похожие статьи