|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Раввинат не признал «кошерную свинину»

Раввинат не признал «кошерную свинину»

Компания Impossible Foods, производящая искусственное мясо на растительной основе, выпускает долгожданный новый продукт — но в отличие от весьма популярного Impossible Burger — он не будет признан кошерным.

Крупнейший и самый влиятельный в мире орган по сертификации кошерных продуктов отказался одобрить Impossible Pork, хотя ничего в его ингредиентах или в процессе производства не противоречит еврейским диетарным законам.

Мы не присвоили Impossible Pork знак кошерности OU не потому, что она сама по себе некошерна, — сказал раввин Менахем Генак, генеральный директор отдела кашрута Orthodox Union. — Она действительно может быть полностью кошерной с точки зрения ее ингредиентов — полностью растительного происхождения. Просто с точки зрения чувств потребителя это не так».

Евреям, соблюдающим кашрут, Impossible Burger позволил попробовать некоторые блюда, которые в противном случае были бы запрещены из-за табу на смешивание молока и мяса. В течение последних пяти лет кошерные рестораны могли подавать чили с сырной начинкой, чизбургеры и квинтэссенцию американской закусочной: гамбургер с молочным коктейлем.

«Impossible Burger пользуется огромным успехом, и людям он очень, очень нравится,— сказал Генак. — Это действительно превосходный во всех отношениях продукт».

С помощью нового продукта компания Impossible Foods хотела бы предоставить возможность есть свинину иудеям и мусульманам, а также тем, кто стремится избегать продуктов животного происхождения или уменьшить воздействие на окружающую среду.

При этом рабби Генак сказал, что он и другие сотрудники OU вспомнили перед сертификацией, что произошло, когда они однажды сертифицировали «бекон», который был сделан не из свинины.

OU и раньше отказывал в сертификации по причинам, не связанным с кулинарией. Например, в 2013 году он потребовал от ресторана на Манхэттене сменить название «Иезавель» (имя библейской героини, ассоциирующейся с безнравственностью), чтобы сохранить сертификат кошерности.

Но организация сертифицирует и другие продукты, которые могут показаться противоречащими нормам кашрута. На их сайте указано, что «на рыбном соусе может быть изображение некошерной рыбы, надпись OU может быть на искусственном крабе или свинине». Orthodox Union даже сертифицирует другие продукты, которые стремятся воссоздать вкус свинины, например, снэк под названием spicy porkless plant-based snack rinds от Trader Joe.

Но в конечном итоге сотрудники организации решили, что продукт под названием «свинина» просто не пройдет, сказал Генак.

«Мы, конечно, обсудили это с компанией-производителем, и они все поняли», — сказал он.

Для компании Impossible Foods сохранение слова «свинина» в названии является вопросом принципа.

«Хотя Impossible Pork изначально предназначалась для сертификации по стандартам халяль и кошер, мы не будем продолжать настаивать на сертификации, поскольку хотим продолжать использовать термин "свинина" в названии нашей продукции», — сообщил представитель Impossible Foods по электронной почте JTA.

Это решение означает, что Impossible Pork не будет присутствовать в меню кошерных ресторанов, которые должны использовать только сертифицированные кошерные продукты, чтобы сохранить свой сертификат кошерности. Это также означает, что евреям, которые соблюдать кашрут, придется принимать свои собственные решения по поводу Impossible Pork.

Я бы не сказал, что маркировка OU имеет для меня большое значение», — сказал раввин Джастин Хелд, директор по еврейскому образованию в лагере Герцля и в «Гилеле» Университета Миннесоты, который назвал себя «большим поклонником продукции Impossible Foods.

Однако его беспокоит принцип «марит айин» — концепция в еврейском праве, запрещающая действия, которые внешне создают иллюзию нарушения еврейского закона, даже если на самом деле это не так. Например, кто-то, увидев, как Хелд ест сэндвич с Impossible Pork, может подумать, что раввин уминает некошерное мясо.

Для Хелда вопросы, связанные с диетарными законами, меркнут по сравнению с неприятным фактором употребления чего-то, что повторяет одно из самых строгих табу иудаизма — и даже этого недостаточно, чтобы удержать его. «Слово "свинина" вызывает у меня отвращение, — сказал он, — но зная, что это не свинина, я попробую».

Похожие статьи