Национальная библиотека Израиля открыла публичный доступ к «исключительно важным» архивным документам человека, известного как «господин Шушани», который был влиятельным духовным наставником ряда значительных еврейских интеллектуалов 20-го века, включая Эли Визеля и Эмманюэля Левинаса, сообщает Jerusalem Post.
Собрание включает около 50 записных книжек Шушани, заполненных его мыслями, размышлениями и идеями в области еврейской философии, а также упражнениями для запоминания, математическими формулами и многим другим.
Как сообщили в Национальной библиотеке, Шушани обладал «необыкновенной, фотографической памятью». Он мог вспомнить и процитировать по памяти весь Танах, Талмуд и другие еврейские тексты. Он также был широко образован и по части светского знания: прекрасно разбирался в математике, физике, современной философии, говорил на множестве языков.
Ученые считают, что в этих тетрадях можно обнаружить некоторые потенциально новаторские идеи и концепции, связанные с еврейской мыслью, сообщили в Национальной библиотеке.
Ученики Шушани считают его одной из самых влиятельных фигур, повлиявших на их интеллектуальное развитие. Один из них, профессор Шалом Розенберг, бывший глава кафедры еврейской философии Еврейского университета в Иерусалиме, который передал материалы своего учителя в дар библиотеке, сказал, что мир «разделился на тех, кто знал его, и на всех прочих».
Шушани держал в строгом секрете свою биографию, и сегодня, спустя более 50 лет после его смерти, известны лишь немногие подробности его личной жизни. Он родился в Российской империи на рубеже 20-го века и путешествовал по Европе, а затем жил в Израиле, США, Уругвае и других странах.
Он умер в Уругвае 26 января 1968 года.
Исследователи считают, что его настоящее имя, скорее всего, Гилель Перлман, а среди его учеников были Розенберг, писатель Эли Визель и философ Эмманюэль Левинас.
Раввин Авраам Ицхак Кук, отец религиозного сионизма, знавший его в юности, описывал Шушани как «одного из самых превосходных молодых людей... острого, знающего и многомысленного».
Визель писал, что Шушани владел примерно 30 древними и современными языками, включая хинди и венгерский: «Его французский был чист, английский безупречен, а идиш гармонировал с акцентом любого человека, с которым он говорил. Веды и Зоар он мог читать наизусть. Бродячий еврей, он чувствовал себя как дома в любой культуре».
Доктор Йоэль Финкельман, куратор коллекции иудаики в Национальной библиотеке, сказал, что записные книжки Шушани — это интеллектуальное и культурное сокровище еврейского народа, которое заслуживает места в главном книжном хранилище еврейского государства».