|
Юрий Табак
Юрий Табак

Отец и сын: когда идеалы важнее жизни

Отец и сын: когда идеалы важнее жизни
Мирослав Шалом Фрайбергер (слева) и его сын Рубен Михаэль Фрайбергер (Реувен Яарон)

Главный раввин Загреба Мирослав Шалом Фрайбергер в предвоенные годы был страстным сионистом и убеждал евреев переселяться в Палестину. Однако сам он считал необходимым оставаться в Загребе, пока там живет хотя бы один еврей. У него был единственный сын, Рубен Михаэль Фрайбергер. Талантливый мальчик, Рубен унаследовал семейные музыкальные способности: мать его играла на фортепиано, дядя был певцом в Хорватском национальном театре Загреба.

После установления профашистского режима в Хорватии р. Фрайбергер пытался все сделать для того, чтобы спасти местных евреев. У него были очень хорошие отношения с местной католической Церковью, и кардинал Алоизий Степинац предлагал ему укрыться с семьей у него до конца войны. Р.Фрайбергер отказался, считая своим долгом продолжать помогать общине. В конце 1942 г., Степинац добился у властей необходимых проездных документов, и р.Фрайбергер сопровождал последнюю группу спасшихся евреев в Будапешт и Стамбул, откуда они перебрались в Палестину. В числе спасенных, среди десяти еврейских детей, был и 10-летний Рубен.

Весной 1943 г. р. Мирослав Фрайбергер был арестован. Несмотря на все попытки Степинаца его спасти, последним еврейским транспортом из Хорватии р.Фрайбергер с семьей был депортирован в Освенцим. У лагерных ворот он стал протестовать против бесчеловечного обращения с членами его общины и был убит.   

В том же году Рубен оказался в Палестине. Помимо его отца, в Холокосте погибли его мать, дед, бабушка и тетя. Его усыновили Авраам и Лина Авни; Рубен взял еврейское имя Реувен Яарон и поселился в кибуце Шаар а-Эмаким. Он брал уроки в Тель-Авивской консерватории у Ури Гивони и одного из самых выдающихся израильских композиторов Мордехая Сетера, стал сочинять музыку. В 15 лет он уже дирижировал хором и присоединился к лучшему израильскому хору «Ринат» под руководством Гари Бертини. Реувен написал десять песен для солистов и хора и еще два камерных произведения. Весной 1956 г. хор взял первый приз на фестивале хоров из 16 стран в Париже, исполнив и песню его сочинения: это был один из первых больших музыкальных успехов молодого государства Израиль. Тогда же, весной, он женился. Однажды его молодая жена, вернувшись с работы в поле, увидела записку: «Я призван, увидимся!».

Они не увиделись. 24-летний резервист Реувен Яарон был убит в Синайской войне 3 ноября 1956 г., в районе Дахаба.

Душан Михалек, исследователь хорватского музыкального наследия в израильской культуре, написал, что обнаружил в архиве израильского радио запись композиции Яарона для меццо-сопрано, скрипки, альта, виолончели и фортепиано; партию фортепиано исполнил сам Мордехай Сетер. Есть еще тоненький сборник музыкальных произведений Яарона, опубликованный родным кибуцем с помощью всех трех его учителей – Ури Гивона, Мордехая Сетера и Гари Бертини. Кажется, они никогда не исполнялись.

И это всё, что осталось от Реувена. Плюс пара фотографий. И могила.

Похожие статьи