|
Мария Якубович
Мария Якубович

«Израилю не избежать гражданской войны»

«Израилю не избежать гражданской войны»
Фото: Yehoshua Yosef

Профессор Давид Пассиг, израильский футуролог, предсказавший пандемию коронавируса, поделился в интервью Israel Hayom мнением о том, что XXI век приготовил для еврейского народа и человечества.

Пассиг преподает в Бар-Иланском университете, его перу принадлежат бестселлеры о будущем в технологиях, обществе и образовании. Он возглавляет компанию FutureCode Ltd., которая разрабатывает и применяет наборы компьютеризированных методов расчета будущего в процессах принятия решений.

В конце 2019 года, перед вспышкой пандемии, Пассиг предсказывал, что человечество движется к такому глобальному событию. «В то время многое было неясно, но я понимал, что именно туда мы и направляемся, — говорит он. — Не только из-за проблем в вирусологии, но и из-за внутренних и международных политических систем, которые не отреагировали на вспышку должным образом. Я знал: если пандемия разразится, мировое сообщество не сможет решить эту проблему из-за структурных проблем».

– Уверяют, что в современную эпоху слишком много переменных, из-за которых невозможно делать точные прогнозы.

– Во-первых, человечество достигло точки, когда, если оно не предскажет события до того, как они произойдут, и не подготовится к ним соответствующим образом, оно может совершить колоссальные ошибки, которые трудно исправить. Во-вторых, пока у нас нет инструментов, которые позволили бы нам учитывать все возможные переменные, мы способны предсказывать события с точностью 60–70%.

– Один из ваших прогнозов гласит, что если 70% населения мира будет вакцинировано, то к 2025 году коронавирус исчезнет. Каковы шансы этого? Осталось ли позади худшее?

– Я не думаю, что худшее уже позади, но мы преодолеваем пандемию хорошими темпами. Это, вероятно, будет самая короткая пандемия в истории. Потому что это первая пандемия, в которой была разработана вакцина в тот же год, потому что медицина хороша и растет осведомленность общественности о вирусах. Возможно, коронавирус — это замаскированное благословение, он готовит нас к будущим вирусам, которые, несомненно, появятся на нашем пути. В сущности, мир — это чашка Петри с вирусами и бактериями, которые борются друг с другом.

– Сможет ли в будущем человечество эффективнее справляться со вспышками?

– В идеале, вместо года, чтобы разработать вакцину против вируса и дополнительных 3–4 лет для вакцинации населения мира, мы должны достичь 4–6 недель для создания вакцины и года для преодоления пандемии.

– Повысится ли эффективность лечения рака, деменции, гриппа и СПИДа?

– Человечество добивается невероятных успехов во всех этих областях. В прошлом человек с диагностированным раком умирал за несколько месяцев. Сегодня технологии надолго продлевают его жизнь, и часто человек полностью преодолевает рак. Мы также лучше понимаем болезнь Альцгеймера.

200 лет назад средняя продолжительность жизни составляла 25 лет. Сегодня, по данным ВОЗ, она увеличилась до 73 лет. В Израиле каждое десятилетие продолжительность жизни увеличивается на два года. Человечество никогда не прогрессировало таким образом, и зачем останавливаться на достигнутом? Нет предела.

– Как вы думаете, уже родились люди, которые доживут до 150 лет? 

– Да. И если не до 150, то хотя бы до 130. Это другое поколение. У футуристов уже есть название. Они не homo sapiens, а homo universalis. Добавьте к этому исследования, которые показывают, что средний уровень IQ повысился на 17% во второй половине ХХ век. Наши дети умнее и будут жить дольше.

– Что привело к увеличению IQ?

Мы добились невероятных успехов в письме и чтении, но, в конце концов, это примитивные способы выражения мысли. Молодое поколение использует изображения, аудио, видео — сложные средства, выходящие за рамки письменного слова, чтение для них скучно. Рост IQ заметен. Они могут меньше читать и писать, но посмотрите, как они выражаются в TikTok.

Последняя книга Пассига «Пятое фиаско: Как избежать ловушек еврейской истории в XXI веке» определяет направление, в котором будут развиваться еврейский народ и его будущие лидеры.

– Вы начинаете свою книгу со страшного сценария гражданской войны. Следует ли нам волноваться, учитывая вызывающий тревогу уровень насилия в современном арабском обществе?

– Это действительно один из сценариев, который, скорее всего, будет реализован. Через это прошли другие страны, и мы не исключение. В конце концов, как и любая другая система, мы тоже работаем по шаблонам.

– Какая схема в этот раз?

– Политические и национальные образования, которые возникли подобно Государству Израиль, испытали насилие три или четыре поколения спустя, и именно на этом я основываю свой прогноз.

В большинстве случаев это начинается с убийства лидера, а затем — гражданская война. Это происходит, когда объединяющий фактор страны начинает распадаться. Результатом являются не только постоянные столкновения в законодательной власти, но и насилие, которое приводит к множеству смертей.

– Это очень серьезный прогноз. Кто-нибудь прислушивается?

– Я думаю, немногие понимают глубину проблемы. Люди говорят мне: «Все, что нужно сделать, — объединиться». Но поезд уже покинул станцию.

– В вашей книге есть возможные решения?

– Единственное решение: всем прийти к согласию относительно общей идеи. Израиль был основан на убеждении, что горькая судьба еврейского народа изменится путем строительства национального дома.

Но из всех групп, которые объединились, чтобы построить этот дом, у каждой было свое мнение. В какой-то момент этот одноразовый клей перестал действовать, как это происходило и с другими странами на протяжении всей истории.

– В своей книге вы также сказали, что через несколько лет Израиль будет выглядеть совсем иначе, чем сегодня: больше не будет религиозных сионистов, ультраортодоксов и светских израильтян.

– Если мы обратимся к истории, то увидим, что большинство групп внутри еврейского народа возникло в результате внешних процессов: от древних царств до сионизма. Сионизм — частное отражение идеи национализма в истории человечества. Но внешние процессы все время меняются. Поэтому высказывание «сионизм навсегда» является ошибкой, потому что это отражение внешних процессов: когда что-то меняется снаружи, что-то меняется и внутри. То же самое и в отношении религиозных и светских израильтян. Ультраортодоксальной общине не более 300 лет. Различия останутся, но не в том виде, в каком мы их знаем сегодня».

– В своей книге вы предсказываете возрождение еврейского народа. Когда это произойдет? И как?

– Возрождение сейчас ближе, чем когда-либо. Недавно мы прошли важную веху в истории народа. Потому что впервые после разрушения Первого Храма самая многочисленная группа еврейского населения мира живет в Израиле — 45%, более семи миллионов человек. В Соединенных Штатах, где раньше была самая большая еврейская община, сейчас осталось менее шести миллионов.

Спустя десятилетие более 50% мирового еврейства будет жить в Израиле. Через 30 лет — две трети.

Нам потребовалось 70 лет, чтобы демографически оправиться от Холокоста. До Второй мировой войны в мире насчитывалось 18 миллионов евреев, 12 из них в Европе. Это полная перемена в истории. Это и есть возрождение.

– В вашей книге также говорится о снижении уровня занятости в мире.

– В течение последних 200 лет только 65% населения планеты имели работу. Эти 65% поддерживают остальные 35% — беременных женщин, пенсионеров, больных.

Спасением будет автоматизация: машины заменят людей в рутинной работе. Тогда 50% будут иметь работу и помогать другим 50%.

– А для тех, кто продолжит работать, какие профессии будут наиболее перспективными в XXI веке?

– В XX веке имел хорошую карьеру тот, кто умел предоставлять услугу: образование, медицина, безопасность; в последние 30 лет — тот, кто работал в информационной индустрии, создавал и использовал данные. Сейчас мы входим в другой этап: что делать с большими объемами данных и что из них можно понять. Следующие 30 лет будут решающими для отраслей, создающих знания. Добьются успеха те, кто работает в области искусственного интеллекта, пытаясь создать интеллект из больших объемов данных.

– Если бы человек из 2021 года отправился в путешествие во времени и попал в Израиль 2100 года, что бы он увидел?

– Жизнеспособный Израиль, региональную и, возможно, даже глобальную сверхдержаву. Общество со множеством детей и молодых людей, которые мало работают, хорошо питаются, путешествуют по миру и наслаждаются свободой, о которой мы никогда не знали. В то же время люди не будут довольны ни собой, ни лидерами, ни организациями. Это характеризовало евреев на протяжении поколений.

Такой парадокс прогресса: чем нам лучше, тем больше мы недовольны.

Похожие статьи