|
Сергей Константинов

Kristallnacht — ночь длиною в 4 дня

Kristallnacht — ночь длиною в 4 дня

Это событие в Германии конца 30-ых годов носит весьма поэтическое название:«Хрустальная ночь». Видимо, постаралось ведомство Йозефа Геббельса — министерство народного образования и пропаганды.

В английском переводе устоялось вполне прозаическое «Ночь битого стекла». Если кто интересовался предвоенной историей Европы, то знает, что в эту ночь, 9 ноября 1938 года, штурмовые отряды совершали нападения на еврейские магазины, дома и синагоги. После этих налётов на улицах осталось много битого стекла и осколков хрустальной посуды из витрин. Всё должны были убирать сами же евреи под зорким надзором полиции и бесчинствовавших ночью парней в коричневых форменных рубашках.
Однако это весьма неполное представление о том, что происходило.

4.png

То, что в устах геббельсовских пропагандистов звучало строчкой стихов и должно было олицетворять «праведный гнев арийского народа против евреев», было тщательно и заранее подготовлено. И, если уж говорить о ночи, то смеркаться начало ещё
в 1933 году, когда Гитлер стал канцлером Германии. Уже в свой первый день в должности, 30 января, новоявленный канцлер, не теряя даром времени, заявил, что евреи «Фатерлянда» отныне не считаются германцами.
А дальше всякие «демократические» гайки стали регулярно закручивать.
В начале не очень получалось. Люди возмущались действиями нацистов. В ответ на провокации, нападения на евреев и их магазины, устроенные сразу после того, как власть получил бывший ефрейтор, еврейские международные организации призвали игнорировать немецкие товары. Ответный бойкот еврейских магазинов был назначен в день Дурака — 1 апреля 1933 года. Только 1 апреля было субботой. И соответственно значительная часть еврейских лавочек, магазинчиков, и других подобных мест была закрыта.

5.png

Штурмовики с плакатами «Не покупайте у евреев!» действовали на нервы тем, кто Субботу не соблюдал, но постоянным покупателям было всё равно. Они давно знали владельцев магазинов, ценили обходительность и качество товара. Парням в коричневых рубахах довольно жёстко советовали «не загораживать вход».
Бойкот продлился ровно день. Проба сил состоялась. А народишко, как всегда в подобных случаях, оказался дрянь: не воспринял сразу новый порядок, не кинулся поддерживать власти, наплевал на своё арийство. Ничего, лиха беда начало!
Геббельсу и его подручным предстояла серьёзная работа по изменению сознания немецкого народа. За дело взялись основательно. Трактат Лебона «Психология масс» был настольной книгой многих вершителей судеб Третьего Рейха. Для тех, кто попроще — плакаты, агитки, многотысячные митинги, кино и радио. С ними фюрер и его присные пролезли в каждый дом. Для тех, кто мнил себя интеллектуалом, выставки, лекции, замеры черепов, мифология, таблицы, книги...

3.png

Щёлк, щёлк, щёлк — щёлкают створки окон Овертона (этого названия ещё нет на слуху, но принцип уже применяется вовсю)! В 1935 году уже и до расовых законов дело дошло, а там и до жёлтых звёзд.
Потом евреев стали вытеснять с рабочих мест, назначая немцев — гнали из управленцев, гнали из науки, преподавания, выживали из сферы искусства. Заставили продавать «истинным арийцам» десятилетиями выстраивавшиеся предприятия. Даже австрийский барон Ротшильд после аншлюса не избежал этой участи.
И не было никаких особых народных возмущений. Вся страна смолчала. А ведь в 1933 генералы вермахта, надев парадный мундир и ордена, демонстративно шли в еврейский магазин, небрежно отметая движением плеча оторопевшего штурмовика!
К 1938 году более 250000 евреев покинули Германию. Ещё больше хотели бы уехать, но Старушка Европа и Свободная Америка решили, что у них и так евреев достаточно. Визы почти перестали выдавать.

2.png

Евреи остались один на один с нацисткой «белокурой бестией».
Формально поводом к массовым погромам стало убийство сотрудника немецкого посольства, совершённое еврейским юношей, отчаявшимся получить вид на жительство, да в придачу узнавшем о насильственной депортации своих родных из Германии в Польшу.
Немецкая пресса отреагировала немедленно: не прошло и 4 часов с момента выстрелов, а страна уже гудела от ненависти и возбуждения. Такая скорость поражает: ведь нет ни мобильных телефонов, ни интернета! Однако статьи выходят моментально. Остаётся предположить — набор был сделан заранее.
Уже после войны станет известно, что гитлеровскому режиму для развязывания террора требовалась «сакральная жертва». Ей и стал молодой, строптивый, презиравший национал-социалистов прусский аристократ и потомственный дипломат Эрнест Фом Рат.

1.png

Роковые выстрелы, повергшие его наземь, лишь прозвучали, а уже была отправлена депеша отвечавшему за операцию Гейдриху — раны не смертельны. Жертва умирать не хотела, у неё были все шансы выздороветь, если бы не прибыл личный врач вождя нации, настоявший на переливании крови. И надо же — кровь оказалась не той группы! 9 ноября в 17:20 по местному времени Фом Рат скончался.
Волнения начались вечером 7 ноября в городе Кассель, в центре Германии. Некогда тут проживали братья Гримм, записывавшие в окрестных селениях сказки. И опять — странность. Здесь бушует толпа чуть ли не в 1000 человек. Многие в форменной одежде СА и СС. У них там что, съезд? Как по заказу?
Разгромлены еврейские рестораны, кафе, синагога и магазинчики. В ночь погром распространился на близлежащие поселения.
8 числа были запрещены к печати все еврейские издания и вне закона оказались все еврейские организации. Пресса твердила: за убийство немецкого дипломата отвечает всё еврейство коллективно.

9.png

Широко цитировалось заявление Гитлера, сделанное на партийном собрании в Мюнхене:
«Я считаю, что против спонтанных действий немецкого народа не нужно ничего предпринимать, напротив, для нас это может стать шансом для окончательного решения еврейского вопроса».
Говорят, погромы продолжились по всей территории Германии. Но карта действий погромщиков особенно испещрена точками в её юго-западной части. На севере и востоке нацисты проявляли гораздо меньшую активность, может быть потому, что не удалось им до конца сломить рабочее сопротивление, не вышло переделать под себя дух Шиллера и Гёте. Ведь эти места издревле славились своими горняцкими, мастеровыми, морскими традициями.
Погромщики действовали одинаково. Впереди — отряды штурмовиков и одурманенные пропагандой жители, горевшие местью. Заводя себя, дико орали нацистские речёвки и лозунги «Смерть евреям»! Мальчишки из гитлерюгенда били стёкла. Толпа громила магазины, жилища и синагоги. Озверелые от адреналина, безнаказанности и выпивки, погромщики врывались внутрь, избивали растерянных, ещё не проснувшихся, беспомощных людей. За ними следовали мародёры, старавшиеся прибрать что поценнее.
Здания синагог поджигались. Пожарной службе было строго приказано не тушить, пока нет угрозы арийской собственности. В Лейпциге три синагоги заполыхали одновременно.

7.png

К утру 11 ноября в тихой, законопослушной Германии погромщики уничтожили 275 синагог, и более 7000 магазинов и мастерских, принадлежавших евреям. В одной бывшей столице Австрии сожгли 43 синагоги. Нацисты уничтожали прежде всего то, что укрепляло и объединяло евреев. А сколько разгромлено и сожжено частных домов и квартир, никто и не считал!
Эдди Джекью, подростком переживший погромы и лагеря, написавший книгу воспоминаний «Самый счастливый человек» рассказывал, с чего началась для него «Хрустальная ночь»:
«Они избили меня, убили мою собаку, а потом заставили смотреть, как горит наш двухсотлетний дом»!
А первой официальной жертвой этих «народных волнений» стала Сюзанна Стерн, пожилая вдова, прожившая в Германии всю свою жизнь – 81 год. Штурмовики вломились к ней под утро и потребовали проследовать за ними. Старушка отказалась. Один из молодчиков достал пистолет…
К 11 ноября погибло около ста человек. Все уголовные дела, всё-таки заведённые германской Фемидой впоследствии, были прекращены в годовщину события.
Но и это был не конец вакханалии. Согласно распоряжению Гитлера, было отправлено в лагеря «на перевоспитание» 30 000 евреев-мужчин, годных к тяжёлым работам. Около 1000 человек сгинули при этом перевоспитании. Остальные через несколько месяцев вернулись к разорённым очагам, где их ждал счёт. Надо было выплатить возмещение за погромы страховым компаниям, а потом ещё и пени за просрочку!
Отзвенел разбитый хрусталь четырёхдневного погрома. Похоронили его жертв. Убрали осколки.

8.png

А мир, не смотря на все статьи, не смотря на очевидцев и беженцев, принял произошедшее: «Что ж, теперь можно и так». Никто не думал, что демон Холокоста был спущен с поводка. Никто из уверенных в своих влиянии и силе – ни Европа, ни Америка, — не осадил нацистскую Германию. Население «Фатерлянда» было подготовлено к захватнической войне в своей массе и, во всяком случае, не собиралось ей противится. Фюрер уже начал примерять к территории Третьего Рейха Чехословакию.

P.S.
Зло не дремлет. Довольно давно стали предприниматься попытки изменить представление людей о событиях тех страшных дней. Снова защёлкали окна Овертона. Век участников событий кончается, и можно попробовать переложить вину на пострадавших, а с форменных рубах стряхнуть кровь и пепел и представить тех, кто их носил героями и страдальцами. Скажем, «историк» Векерт выдала на гора труд «Хрустальная ночь – великий антигерманский спектакль». В нём фрау Ингрид пытается всех убедить, что всё было не так. Что евреи и отдельные продажные личности на деньги международного еврейства устраивали провокации с целью напугать как можно большее количество евреев, а честных немцев выставить в глазах остального мира чудовищами.
Поскольку сам феномен «Хрустальной ночи» исследован по сравнению с историей концлагерей мало и проходит, как преддверие Холокоста, ревизионисты надеются на реванш. Лиха беда начало!

Похожие статьи