В Израиле состоялись мемориальные мероприятия памяти первого премьер-министра еврейского государства Давида Бен-Гуриона. В их числе на могиле отца-основателя Израиля, в кибуце Сде-Бокер в пустыне Негев состоялась государственная церемония, посвященная 48-й годовщине смерти политика.
На ней выступил действующий премьер-министр Израиля Нафтали Беннет:
«В начале своей общественной детельности Давид Бен-Гурион считал себя сионистом и социалистом. Бен-Гурион был не одинок. Многие из сыновей и дочерей Второй алии так двойственно идентифицировали себя.
Наряду с сионистами-социалистами были сионисты религиозные, либеральные, духовные и другие. Многих из них смущала эта дуальность в идентификации. Даже самым близким друзьям Бен-Гуриона было трудно решить, кому они более преданы - рабочему классу, к которому они принадлежали как социалисты, или еврейскому народу, за который они боролись как сионисты.
Но Бен-Гурион принял четкое решение, что он верен прежде всего сионизму. Его преданность еврейскому народу превосходит его преданность всему остальному. Народ выше класса, государство выше групповщины. Он назвал это решение "мамлахтиют"- "государственность". Это слово не поддается точному переводу ни на английский, ни на какой-либо другой язык, что является следствием особого исторического урока, который получил наш народ.
Вызов, который стоял перед Бен-Гурионом, заключался в том, что за сотни лет пребывания в изгнании возникло сильное секторально-групповое самосознание, в отличие от слабого общенационального. Он опасался, что для евреев, пытающихся построить государство, принадлежность к сектору или группе будет преобладать над принадлежностью к государству.
У Бен-Гуриона были веские основания для беспокойства, так как у еврейского народа это в генетической памяти: во времена первого независимого царства и Первого Храма страна раскололось на два государства - Израильское царство на севере и Иудейское царство на юге. Напряженные отношения между ними ослабили их и в конечном итоге привели к краху. Мы потеряли суверенитет.
И то же самое произошло вновь, ближе к концу периода Второго Храма, во время великого восстания против римлян. В то время как легионы Тита осаждали Иерусалим снаружи, еврейские бойцы отказывались объединяться внутри. Евреи были разделены на идеологические группы, которые вели междоусобную борьбу, они даже сожгли друг у друга продовольственные склады. Вместо того, чтобы сражаться бок о бок против общего врага, они сражались друг против друга. Когда трайбалистское, секторальное возобладало над общенациональным, римляне победили евреев. Когда мы разобщены, мы уязвимы. Друзья, без государственности нет суверенитета.
Давид Бен-Гурион определил, что восстановление государственности в дни возрождения государства - это не что иное как ментальная революция в самосознании еврейского народа. Глубокое осознание того, что общность истории для нас более важна, нежели то, что на протяжении истории нас разделяло, является великим достижением сионизма. Благодаря государственности сионизму удалось освободить еврейский народ от его исторической патологии, от его склонности к саморазрушению и трайбализму, к секторальности и расколу на фракции.
В эти дни мы являемся свидетелями многоголосого шума, криков, воплей. Мы пытаемся понять, в чем суть разногласий сегодня, о чем идет спор. О содержании, о сути, о принципах? Если в прошлом спор касался сути, ухода из Иудеи и Самарии, размежевания, участия в Первой ливанской войне, то сегодня имеют место разногласия ради самих разногласий.
Ведь сейчас нет ни отступления из Иудеи и Самарии, ни войны, ни размежевания. Так в чем конкретно заключается драматизм ситуации? О чем весь этот шум? Есть правительство, сформированное во имя того же объединяющего принципа, правительство, призванное объединить расколотое общество. Друзья, нападки на него - это нападки на саму идею совместной работы, на принцип, что государство важнее трайбализма, и это тревожное развитие событий. Мы полны решимости сохранить государственность и единое государство. Государственность - главный стратегический актив Государства Израиль. Взаимная отвественность, знаменитое израильское единство, благодаря которому мы сплотились, благодаря которому мы строили, благодаря которому мы побеждали, и благодаря которому мы здесь.
Декларация независимости, зачитанная Давидом Бен-Гурионом 5 ияра 5708 г. (14.5.1948), заканчивается призывом ко всему еврейскому народу объединиться вокруг общей задачи: «великой борьбы за осуществление стремления сотен поколений еврейского народа к избавлению».
Это глубочайший смысл сионизма "по Бен-Гуриону" - перестать пребывать в тоске и начать действовать. Поход продолжается, мечты еще полностью не осуществлены, цель пути, начатого в 1948 году, еще не достигнута. Но мы в дороге, мы в движении, мы уже не мечтаем - мы совершаем.
Бен-Гурион выдвинул идею государственности, и мы обязаны укрепить ее. Бен-Гурион начал путь во имя воплощения чаяний поколений, и наш долг, наше право продолжать его. Да будет память о Давиде Бен-Гурионе и его супруге Поле благословенна», - заявил Беннет.
День Бен-Гуриона - израильский национальный праздник, ежегодно отмечаемый шестого числа еврейского месяца Кислев в память о сионистском лидере и первом премьер министре Израиля Давиде Бен-Гурионе. В этом году День Бен-Гуриона выпал на 10 ноября.