Исторический кинотриллер, который показали на Бостонском еврейском кинофестивале, рассказывает историю еврейской организации «Накам», которая чуть не отравила водоснабжение Германии.
Макс, немецкий еврей, потерявший жену и ребенка во время Холокоста, после войны устроился на работу в департамент водоснабжения Нюрнберга. Восстанавливая разрушенные объекты, он наталкивается на план всей системы. Используя свои художественные навыки, он копирует его и передает подпольной еврейской группе, замышляющей масштабный акт мести за Холокост.
Новый фильм «План А» израильских режиссеров, братьев Йоава и Дорона Пазов смотрится выдуманным триллером, но на самом деле история – чистая правда.
Макс – вымышленный персонаж, но его прототип – Абель, или Абба (ивр.), или Аба (идиш) Ковнер, лидер подпольной группы «Нокмим» (ивр. «мстители»), или «Накам» («месть»).
Группа надеялась отравить систему водоснабжения в нескольких городах Германии в отмщение за погибших в Холокосте.
План провалился. Теперь братья Пазы пересказывают мрачный сюжет в «Плане А».
«Конечно, сегодня это выглядит преступлением... убийство невинных мирных жителей, женщин и детей», – говорит Йоав Паз в интервью ресурсу Times of Israel. «Столько лет они держали это в секрете. Они знают, как это звучит сегодня, как ужасно это звучит».
По его словам, члены «Накама» «хотели отомстить в библейском масштабе».
«Месть – тема, к сожалению, актуальная и сегодня, – добавляет Дорон Паз. – И не только в Израиле. Вы видите месть, читая новости по всему миру: порочный круг насилия, бесконечное насилие продолжается. Нашей целью в фильме было попытаться изобразить человеческую сторону мести, которая не была слишком похожа на поверхностную месть Тарантино. В мести много глубины. Это то, что вы чувствовали, что чувствовали люди, живя среди немцев, страдая, переживая боль и убивая. Это нас заинтересовало».
Дорон (слева) и Йоав Пазы, режиссеры «Плана А» Фото: Патриция Хорлбек / Menemsha Films)
С темой мести во время Холокоста братья Паз впервые столкнулись много лет назад. Дед их друга, потеряв семью в результате доноса соседа, после войны выследил и убил доносчика. Братья стали искать подобные истории и узнали о «Накаме» из книги профессора Дины Порат, главного историка Музея Холокоста «Яд Вашем». Затем они брали интервью у выживших членов «Накама».
Киноперсонаж Макс (актер Август Диль, сыгравший в «Бесславных ублюдках») совсем не прирожденный убийца. Но он узнает, что его жена и сын погибли, а его дом занят немецкой семьей, которая его жестоко выгоняет. Бездомный и одинокий, Макс по счастливой случайности натыкается на лагерь уникального британского армейского подразделения – Еврейской бригады.
Бойцы побуждают его отправиться в Палестину. Но Макс заинтригован их секретным проектом мести нацистским военным преступникам. Он начинает помогать им с кровавыми расправами, но вскоре встречает другую группу, помышляющую о мести решительно всем немцам, – «Накам».
Август Диль в роли Макса в «Плане А.» Фото: Menemsha Films
Реальный человек Абель Ковнер – сын жестокого времени. Он и не мог быть иным.
Родился он в Ошмянах в 1918 году в семье торговца Израиля Михелевича Ковнера и Рухли Берковны Таубман. В 1927 года они переехали в Вильну. До 1935 года Аба учился в частной гимназии с преподаванием на иврите, вступил в левосионистскую организацию «Ха-шомер ха-Цаир», в 1939 году стал вольнослушателем факультета искусств университета Стефана Батория.
После прихода нацистов попал в вильнюсское гетто.
Абба Ковнер в партизанском отряде и на суде над Эйхманом
В январе 1942 года в гетто с единомышленниками он создал и возглавил «Объединенную партизанскую организацию» для массовой самообороны гетто, саботажа, присоединения к партизанам и Красной армии.
В сентябре 1943 года при ликвидации гетто с несколькими бойцами ушел в Рудникские леса, где создал под своим командованием еврейский партизанский отряд под названием «Некама» (идиш, «Месть»). В отряде познакомился с будущей женой, Виткой Кемпнер.
После окончания войны организовал ту самую группу диверсантов «Накам». Готовил «План А» по отравлению водопровода в Гамбурге, Мюнхене, Франкфурте, Веймаре и Нюрнберге; впоследствии пытался осуществить «План Б» (ликвидацию пленных эсэсовцев в лагерях союзников).
Одновременно он работал в организации «Бриха», которая занималась отправкой евреев в Палестину. В конце 1945 года нелегально приехал в Палестину, вел переговоры с Бен-Гурионом и Хаимом Вейцманом, на обратном пути в Европу пойман британскими властями с ядом для «Плана Б», арестован и заключен на два месяца в каирскую тюрьму. «Руководство Израиля, Давид Бен-Гурион... не согласились с подходом Ковнера, – рассказывает Йоав Паз. – В случае «успеха» это оказалось бы громадной ошибкой... Некоторые историки пишут, что именно Бен-Гурион донес британским властям на Аббу Ковнера».
После освобождения Ковнер не возобновил свою «мстительную» деятельность и вернулся в Палестину.
Тем временем 13 апреля 1946 года три члена организованной им группы отравили хлеб для 12 тысяч немецких военнопленных, в основном – эсэсовцев, в лагере «Шталаг 13» под Нюрнбергом. В результате пострадало свыше двух тысяч военнопленных, 207 из них были госпитализированы, но без смертельных случаев.
Во время Войны за независимость Ковнер воевал в составе бригады «Гивати», редактировал ежедневный боевой листок бригады, где называл египтян «гадюками» и «собаками». В 1961 году выступал свидетелем на суде над Эйхманом.
Но у него есть и мирные, созидательные заслуги. Его поэзия посвящена Холокосту и борьбе за независимость Эрец-Исраэль, он получил за нее Государственную Премию Израиля. Его сборник прозы «Книга свидетельств» рассказывает о судьбе партизан на территории Литвы. Он был председателем Союза писателей Израиля, одним из основателей Музея Диаспоры.
А в 1983 году вместе с Синаем Лайхтером и Аароном Виньковецким положил начало многотомному проекту сбора и публикации еврейских народных песен на идише под эгидой Еврейского университета в Иерусалиме (всего вышло 7 томов).
Абба Ковнер умер в возрасте 69 лет в 1987 году. Похоронен на кладбище киббуца Эйн-ха-Хореш, где жил долгие годы.
Мой хороший знакомый, американский музыкант Даниэль Кан (Daniel Kahn) написал песню «NAKAM», посвященную планам Ковнера убить 6 миллионов немцев:
«Они дали себе еврейское имя
И этим провозгласили,
что отмщение – то, что желал бы Б-г,
Если бы Он мог, и поэтому они убьют
Шесть миллионов немцев.
Можно сказать, что это безумие.
Шесть миллионов немцев.
Это боль, выплеснувшаяся в неверную сторону.
Шесть миллионов немцев.
Они не хотели войны, чтобы закончить свое дело.
Шесть миллионов немцев.
Они хотели одно – Nakam. Месть.»
Но Йоав Паз после разговоров с бывшими членами «Накама» сказал: «Большинство выживших в Холокосте отомстили нацистам через положительные ситуации в своей жизни. Для них создание новых семей, любимая работа на новой родине, наблюдение за развитием Государства Израиль и стало настоящей местью».