|
Мария Якубович
Мария Якубович

Эрих Айзек: как боец «Лехи» стал профессором географии в США

Эрих Айзек: как боец «Лехи» стал профессором географии в США
Эрих Айзек в джипе (спереди слева) во время Войны за независимость. 1948 год.

Он стал одним из бойцов «Лехи» еще до официального возникновения государства Израиль, и еще в возрасте, когда проходят бар-мицву; затем – выдающимся ученым и общественным деятелем.

В вики-статью о большом еврейском интеллектуале докторе Эрихе Айзеке добавилась еще одна дата. Он родился 21 сентября 1928 года (7 тишрей 5689), а ушел из жизни 5 ноября 2021 года (1 кислев 5782). Ему было 93.

Эрих Исаак родился в Майнце, в ортодоксальной семье, и покинул Германию вместе с родителями в 1938 году ради Эрец Исраэль – подмандатной Палестины. Хотя ему было всего девять, он никогда не забывал, как видел в огне еврейские поселения, пока поезд вез их в Тель-Авив. Продолжались арабские беспорядки, начавшиеся в 1936-м.

Поэтому он вскоре присоединился к радикальной группировке «Лехи».

«Ле́хи», сокращенное от «Лохамей Херут Исраэль», «Борцы за свободу Израиля», – еврейская подпольная организация, действовавшая против Британского мандата в Палестине с 1940 года и до основания Государства Израиль. Была организована выходцами из подпольной организации «Иргун», после начала Второй мировой войны начавшей сотрудничать с англичанами в их борьбе с Германией. Часть Иргуна не согласилась.

Первым руководителем Лехи был Авраам (Яир) Штерн, и англичане называли организацию The Stern Gang («Бандой Штерна»). После убийства британцами Штерна в 1942 году руководителем стал Ицхак Шамир.

Наиболее громкие теракты «Лехи» – убийство в 1944 году британского министра Уолтера Гиннесса, в 1948 году – посредника ООН графа Фольке Бернадота и соучастие в резне в Дейр-Ясине.

В первом «деле» подростка Эриха – ограблении банка (именно так экспроприаторы из Лехи изыскивали средства) – ему не разрешили полноценно участвовать, а велели стоять в карауле. (Он вспоминал тот случай с улыбкой: «К счастью, никто не пришел».)

«Лехи» считалась жестокой бандой головорезов. Негативное отношение к ней сохранялось даже после создания еврейского государства. Одному из ее лидеров, преподавателю Исраэлю Эльдаду (отцу Арье Эльдада, известного израильского врача и политика) премьер-министр Давид Бен-Гурион даже запретил обучать школьников, чтобы плохо на них не влиять.

Со временем «Лехи» получила какое-то признание за свой вклад, особенно после того, как Шамир в 1983 году стал премьер-министром.

Тем не менее, сын Эриха Давид рассказал World Israel News: «Примерно в 1982 году мы обедали в ресторане в Яффо, и к нам подошел владелец ресторана. От его лица отхлынула кровь, когда он увидел моего отца. Он был в той же ячейке «Лехи», что и отец. Мама тогда сказала, что этот человек испугался, что раскроется его принадлежность к «Лехи». Кажется, даже в начале 1980-х быть бывшим членом «Банды Штерна» считалось плохо для бизнеса...»

«К сожалению, мы знаем лишь крохи о его пребывании в «Лехи». Мой старший брат рассказал, что примерно в 1970 году они гуляли с отцом в Гиватаиме, и отец показал стену с пулевыми отверстиями: «Видишь эти дыры? Тут я вступил в перестрелку с британцами». Еще мы знаем об одной его махинации: притворившись членом «Хаганы», он облапошил кибуц, забрав их оружие из тайника. Папа шутил, что больше никогда не поедет в этот кибуц.

Но он был осторожен в разговорах со мной, и всегда подчеркивал, что не был важным членом «Лехи», а просто одним из исполнителей.

Его родители были очень против этих его действий – беспокоились за сына, а не из-за политических разногласий».

Но Эрих уцелел и дождался создания государства.

Он участвовал и в Войне за независимость как разведчик «Бригады Гивати», элитарного боевого отряда. Был ранен несколько раз.

Isaac-3.jpegПосле этой войны Айзек отправился учиться на докторскую степень в США. Ему понравились открытость и возможности Америки. Давид объяснил, что для человека с таким политическим прошлым в тот крайне политизированный период проникнуть в израильские академические круги было совершенно невозможно.

Айзек учился в Университете Колорадо в Боулдере, а затем в Университете Джона Хопкинса, где познакомился с будущей женой Раэлью.

Он стал профессором и преподавал сначала в Университете Темпл в Пенсильвании, а затем до выхода на пенсию в Городском колледже Нью-Йорка.

Он специализировался на географии доместикации, или одомашнивания диких животных и растений, и выпустил книгу на эту тему. Писал об истории кашрута, религии и ее географии как для еврейских журналов общего профиля – Commentary, Midstream и Conservative Judaism, так и для научных журналов – Science, Diogenes. Landscape.

Он также исследовал феномен нееврейских групп в Африке, утверждающих, что они являются потомками евреев, и предложил возможное еврейское отношение к этому факту.

«Однажды папа сказал, что географ – тот, кто интересуется всем», – говорит Давид. – И это определенно относилось к нему. На географической конференции в Университете Делавэра мой старший брат-школьник был поражен, насколько участники знают отца и уважают его».

Иудаизм занимал центральное место в изысканиях Айзека. «Папа все время говорил о еврейских исторических событиях так, как будто они произошли в недалеком прошлом, – вспоминает Давид. – Он очень хорошо знал Талмуд. Мой дед очень надеялся, что его сын станет знатоком Талмуда».

Жена Айзека писала диссертацию об израильском «Движении за Большой Израиль», официально называющем себя на английском Land of Israel Movement (Движение «Земля Израиля») и выступающем против движения «Земля в обмен на мир» (Land for peace), декларирующем вывод израильских войск и прекращение всех израильских требований. Диссертация стала книгой «Разделенный Израиль», а Айзек помогал жене и сопровождал ее в Израиль. Его собственные симпатии были на стороне «Земли Израиля», и он предложил создать в США аналогичную структуру, чтобы лоббировать сохранение территорий, освобожденных в ходе Шестидневной войны 1967 года.

После возвращения в Штаты он скооперировался со Шмуэлем Кацем, бывшим членом высшего командования Иргуна, работавшим в «Земле Израиля». Кац объединил людей и заложил основу новой организации: «Американцы за безопасный Израиль» (Americans for A Safe Israel, AFSI), а Айзек надолго стал ее председателем. Организация активна по сей день.

Isaac-6.jpeg«Папа на протяжении всей жизни обладал глубоким политическим пониманием и чувством ответственности, – говорит Давид. – Он был вице-председателем группы выдающихся ученых и инженеров Secure Energy (SE2), выступавшей за мирное использование ядерной энергии.

Благодаря участию в SE2 он подружился с доктором Эдвардом Теллером, отцом водородной бомбы. Он также был членом правления Университетских центров рациональных альтернатив (UCRA), которые были основаны в ответ на рост студенческого радикализма в конце 1960-х годов».

Эрих Айзек прожил долгую жизнь и оставил после себя четырех сыновей с библейскими именами: Гамалиила, Гедеона, Рафаила, Давида. И пятерых внуков.

Похожие статьи