|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Оказавшись в «антисионистской осаде», чилийские евреи поддерживают правых

Оказавшись в «антисионистской осаде», чилийские евреи поддерживают правых
Даниэль Хадуэ Фото: Agencia UNO

Проходившие 21 ноября президентские праймериз в Чили оставили в гонке двух кандидатов полярно противоположных взглядов: ультраправого набожного католика с девятью детьми, активно поддерживающего методы правления Пиночета, и 35-летнего левого лидера, который представляет давно действующее движение протеста, призывающее к принятию новой конституции, сообщает Jerusalem Post.

Для многих чилийских евреев выбор очевиден, хотя и сильно отличается от того, как голосуют евреи в США, например: большинство поддерживает кандидата правых Хосе Антонио Каста, который вышел во второй тур выборов, запланированных на 19 декабря с небольшим преимуществом перед своим соперником Габриэлем Бориком.

Как и большинство других еврейских общин Латинской Америки, чилийская состоит преимущественно из убежденных сионистов, которые склонны голосовать за более консервативных лидеров из-за их предполагаемой поддержки Израиля.

По словам нескольких членов общины, в последние два десятилетия общинная жизнь 20 тысяч чилийских евреев определялась сильными антиизраильскими настроениями, исходящими от левых сил, которые в основном поддерживает 350-тысячное палестинское население страны, самое многочилсенное за пределами Ближнего Востока.

«Есть ощущение, что мы находимся в осажденной крепости, — заявил Йонатан Новогродски, 43-летний инженер и многолетний лидер общины, причисляющий себя к левоцентристскому крылу сионистов.

После Второй интифады в конце 1990-х годов позиция произраильских левых активистов была оттеснена хорошо организованной палестинской общиной, особенно в университетских аудиториях, сказал Новогродски.

В то же время чилийская еврейская община не стремится к публичной конфронтации. Евреи Сантьяго в основном принадлежат к состоятельным слоям и обитают в престижном районе Баррио-Альто, вдали от многоэтажек центра города.

Становясь все более ортодоксальными, они живут в непосредственной близости друг от друга и своих синагог. Молодых евреев считают не имеющими отношения к политическим и экономическим реалиям страны, потрясенной в последние годы социальным возмущением, возглавляемым в основном студенческими активистами. Они посещают в основном частные еврейские школы и общаются с неевреями только после поступления в университеты.

Именно там, по словам исполнительного президента еврейской общины Чили, 55-летнего Марсело Исааксона, они сталкиваются с тем, что он называет антисемитизмом левых: общественные инсталляции, изображающие стену, разделяющую Западный берег и Израиль, призывы к бойкоту Израиля, использование слов «апартеид» и «геноцид» для обозначения обращения Израиля с палестинцами, обсуждение «сионистских сетей», контролирующих чилийские банки и СМИ.

Именно в качестве студенческого активиста начал свою деятельность один из самых популярных политических лидеров чилийских левых, Даниэль Хадуэ. Чилийца палестинского происхождения, который до июня баллотировался в президенты от Коммунистической партии и до сих пор является мэром коммуны Реколета — муниципалитета с низким уровнем жизни в непрестижной периферии Сантьяго, Хадуэ характеризовали как антисемита даже те опрошенные, которые причисляли себя к левым.

Хотя Хадуэ больше не является лидером левой коалиции, возглавляемой Бориком, некоторые считают, что он может получить место в кабинете министров, если Борик победит в декабре.

42-летний Хуан Пабло Иглесиас, автор детской книги (опубликованной на испанском, английском, иврите и арабском) о палестинском и еврейском мальчике, которые завязывают дружбу благодаря футболу, говорит, что он глубоко обеспокоен распространенностью теорий заговора антисемитского толка среди тех, кто входит в окружение Хадуэ: «У Хадуэ есть явная проблема с евреями. Это не секрет: он заявил, что сионистское сообщество организует всех, чтобы проголосовать против него».

Хадуэ в свое оправдание заявил, что он не может быть антисемитом, потому что сам является семитом, выходцем с Ближнего Востока, и его поддерживает небольшая группа евреев. Действительно, в Instagram появился аккаунт «Евреи за Хадуэ».

Не все евреи согласны с мнением о том, что беспокойство по поводу антисемитизма привело к их поправению. Нико Ритмюллер, социолог и директор плюралистического журнала Diario Judio («Еврейский журнал»), который стремится создать первую реформистскую общину в Сантьяго, говорит, что чилийские евреи глубоко консервативны на базовом уровне, даже без учета антисемитизма, — особенно по сравнению с их соплеменниками в Аргентине или в США: «Это запутанная ситуация, вызванная в основном страхом и растерянностью».

Как и в других странах Латинской Америки, евреи проживают в Чили с колониальных времен. Они подвергались гонениям во времена испанской инквизиции и были вынуждены скрывать свою еврейскую идентичность.

Первый общественный миньян в Чили был создан в 1906 году евреями, мигрировавшими из разрушающейся Османской империи. В 1920-30-х годах наблюдался приток евреев из Европы, и в настоящее время, по словам Айзексона, община состоит примерно на 70% из ашкеназов и на 30% из сефардов.

Во время правления Пиночета в 70-80-х годах (когда тысячи чилийцев, в основном левых и критиков режима, были убиты или посажены в тюрьму) евреи не подвергались особым преследованиям. Однако южные районы страны исторически служили бастионами неонацизма, наиболее известной фигурой которого является популярный писатель, дипломат и белый супрематист Мигель Серрано Фернандес.

Ритмюллер утверждает, что чилийские евреи в течение нескольких десятилетий смещались вправо, одновременно с их экономическим подъемом и влиянием, которое «пиночетизм» оказал на все общество.

«Лево-сионистское движение “Хашомер Хацаир” в 70-е годы насчитывало 300 членов, а в 90-е — даже 100 человек не набиралось», — сказал он.

Со своей стороны, Каст написал в Твиттере, что выступает против разрешения усыновления детей однополыми парами, хочет построить физический барьер, чтобы остановить мигрантов, пересекающих северную границу Чили, и превозносит «традиционную семейную жизнь».

«На предстоящих выборах многие евреи испытывают противоречивые чувства по поводу консервативных социальных ценностей, проповедуемых Кастом, но, имея выбор, они предпочли бы, чтобы президентом стал человек, дружественный Израилю», — сказал Новогродски.

Теги

Похожие статьи