|
Илья Амигуд
Илья Амигуд

Венгрия стала европейским лидером по производству кошерной фуа-гра

Венгрия стала европейским лидером по производству кошерной фуа-гра
Раввины осматривают производственную линию на предприятии Quality Poultry KFT в Ченгеле, Венгрия, февраль 2017 года. Фото: Жолт Демеч

Оба европейских предприятия, выпускающих кошерную фуа-гра, находятся не во Франции, которая является ведущим потребителем жирного продукта из гусиной или утиной печени. Нет их и в Англии, где проживает вторая по величине еврейская община Европы. Напротив, они находятся в Венгрии, где евреев мало, а кошерных заведений не более полудюжины.

Отчасти причина может быть связана с репутацией премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, активно критикуемого за разжигание ксенофобии, в том числе против евреев.

Европейский Союз все чаще критикует Орбана, осуждая его отказ принимать просителей убежища, подрыв независимости судебной системы и, совсем недавно, — за запрет на распространение информации о гомосексуальности среди несовершеннолетних.

Однако Бельгия, где расположена штаб-квартира ЕС, недавно запретила производство кошерного и халяльного мяса — и высший суд Евросоюза поддержал это решение.

Все это дало правительству Орбана новую возможность выдвинуть против своих недоброжелателей обвинения в нарушении гражданских прав, аналогичные тем, которые они выдвигают против него, одновременно представляя Венгрию как защитницу свобод, которые ущемляются в других странах Европы.

Запреты и постановления — «это не просто атака на религиозную свободу, это покушение на наше иудео-христианское наследие и на еврейские общины в Европе, — написал Орбан президенту Израиля Ицхаку Герцогу. — Поэтому мое правительство быстро осудило это пагубное решение, и мы сделаем все возможное, чтобы поднять наш голос против него на всех возможных международных форумах».

Венгрия не только выступает против ограничений на кошерный забой скота. Она также предоставляет значительные государственные субсидии и льготы кошерным скотобойням, которые работают на территории страны.

Эти субсидии в сочетании с политикой в отношении забоя животных в других странах Европы и перебоями в цепочке поставок, вызванными пандемией COVID-19, превратили Венгрию в крупного производителя кошерного мяса с рынками сбыта в Европе и Израиле. Среди ее скотобоен есть две, единственные в Европе, занимающиеся кошерным забоем гусей.

Правительство Орбана выступает против запретов или жестких ограничений на кошерный убой скота, которые защитникам прав животных удалось ввести в действие по меньшей мере в семи европейских странах с 2014 г., когда Ференц Кумин, высокопоставленный представитель правительства, поклялся противостоять любым усилиям по введению запретов на местном уровне.

10.8.21-rabbi-budapest-hungary-kosher-slaughter-shechitah-Rabbi-Jacob-Werchow-scaled-1-2160x1200.jpg
Раввин Якоб Верхов демонстрирует гусей, зарезанных под его надзором в Ченгеле, Венгрия, 29 сентября 2021 года. Фото: Кнаан Липшиц

После запрета в Бельгии крупная куриная бойня в прошлом году переехала из Антверпена в Венгрию, чтобы остаться в бизнесе. А когда пандемия COVID-19 привела к закрытию кошерных скотобоен в Великобритании, те, что находятся в Венгрии, увеличили производство. Одна из скотобоен для гусей, Kosher Poultry, в деревне Ченгеле, расположенной примерно в 75 км к юго-востоку от Будапешта, перешла на мясо птицы, чтобы восполнить дефицит.

«Англия и Франция обеспечивают нам рынок сбыта наших кошерных продуктов в течение всего года, — сказал тогда Шломо Ковес, раввин из Будапешта, (организация EMIH, к которой он принадлежит контролирует соблюдение кашрута на Kosher Poultry). — Теперь пришла наша очередь позаботиться о них».

С тех пор скотобойня вернулась к своей специализации: забою, подготовке и разделке гусей, которых насильно кормили, чтобы увеличить их печень, сделав ее пригодной для производства фуа-гра.

На фабрике Kosher Poultry десятки рабочих, большинство из которых являются жителями цыганских деревень, трудятся на самом современном предприятии, которое было создано на основе двух принципов: строгое соблюдение кошерных законов и минимум отходов. Ежегодно здесь забиваются сотни тысяч птиц.

Птицы загружаются в клетки прямо из грузовика фермера на убойную площадку, где четыре шойхета с помощью очень острых ножей перерезают у каждой птицы дыхательное горло и главную артерию.

Этот метод, предписанный древними еврейскими законами, противоречит запретам на убой без предварительного оглушения, действующим в ряде стран. Защитники прав животных утверждают, что убой без оглушения негуманен, в то время как эксперты по кошерным законам говорят, что можно минимизировать страдания животных, не нарушая ритуальных законов: «Если все сделать правильно, внезапная потеря крови отключает нервную систему, — сказал JTA во время недавней экскурсии раввин Яков Верхов, главный шойхет Kosher Poultry.

Но в случае с гусями, «чтобы сделать это достаточно быстро, требуется умение и практика, - сказал он. — У гусей жесткие хрящевые кольца в дыхательных трубках, и нужно попасть между этими кольцами, иначе вы не сделаете разрез одним движением — и затупите нож для следующего.

Некоторые травмы делают животных некошерными, поэтому во время обработки гусиных тушек их тщательно осматривают. Если обнаруживаются какие-либо дефекты, мясо передается на отдельную некошерную производственную линию для использования на общем рынке.

На обеих производственных линиях печень извлекается, очищается, взвешивается и упаковывается сырой или приготовленной для заморозки и доставки. Каждая печень весит около 800 гр и стоит около 100 долларов во Франции, где продается только венгерская кошерная фуа-гра.

Организации по защите прав животных в Венгрии заметили рост индустрии кошерного мяса в стране, и они не в восторге от этого: «Кошерный убой является чрезвычайно жестоким не только потому, что он не дает анестезии от боли при перерезании шеи животного, но и потому, что животные, находясь в полном сознании, видят, как убивают их сородичей. Они знают, что их ждет», — сказал Ричард Капин, основатель венгерской группы по защите животных «Футбольные фанаты для животных». Капин, уроженец Будапешта, сам не еврей.

Его организация и другие активно добиваются, чтобы Венгрия запретила кошерный убой и насильственное кормление гусей, которое ранее было запрещено в Израиле, Великобритании, Финляндии, Польше и других странах. Многие защитники животных говорят, что обе эти практики являются жестокими.

«Я очень рад, что Бельгия запретила кошерный убой, — сказал Капин. — Я надеюсь, что это произойдет и у нас».

Верхов оспаривает это, утверждая, что насильственное кормление в настоящее время является безболезненным, потому что пища поступает в желудок с помощью гибких силиконовых рукавов, которые причиняют гораздо меньше дискомфорта и травм, чем металлические, которые использовались ранее.

«Что касается резки — она сама по себе является анестезией. Она производится слишком быстр и слишком острым ножом, чтобы причинить боль, и животное теряет сознание из-за падения кровяного давления», — сказал он.

Но для Капина и убой, и принудительное кормление «чрезвычайно жестоки», сказал он. Группа, возглавляемая 36-летним Капиным, имеет 100 000 последователей на Facebook - значительное число в стране с населением всего 9,5 миллионов человек.

В других европейских странах защитники прав животных, преследующие те же цели, что и Капин, неожиданно оказались соратниками правых политиков в их попытках запретить убой без оглушения. Герт Вилдерс, голландский политик, выступающий против ислама, и правая бельгийская партия Vlaams Belang в Бельгии — в авангарде правых, которые выступают с требованиями запрета на кошерный и халяльный убой, в соответствии со своей целью ограничить то, что они называют «исламизацией», или влиянием мусульманских иммигрантов.

Орбан разделяет критический взгляд этих партий на ЕС и использует схожие с ними выражения в отношении мусульман, называя иммигрантов с Ближнего Востока «мусульманскими захватчиками». Разногласия Орбана с ЕС — одна из причин, по которой правительство Венгрии, скорее всего, выдержит общественное давление по поводу убоя без оглушения, считает Кальман Салаи, генеральный секретарь венгерского Фонда действий и защиты, наблюдательного органа местной еврейской общины.

Салаи верит, что Орбан заботится о венгерских евреях и свободе вероисповедания. Но он отметил, что приглашение кошерных скотобоен в Венгрию «имеет смысл с политической точки зрения, потому что это показывает ЕС как нетерпимую организацию, и это выгодно с финансовой точки зрения, обеспечивая рабочие места. Так что это двойная выгода».

Раввин Ковес сказал, что он не считает, что Орбан политизирует кошерный убой в своей борьбе с ЕС. Но, добавил он, «этот вопрос показывает лицемерие органа, который обвиняет Венгрию в нарушениях прав человека, хотя сам нарушает их против еврейских и мусульманских общин».

Laszlo-Gyorfi-Budapest-2-2048x1157.jpg
Ласло Дьёрфи приглашает посетителей в свой кошерный ресторан в Будапеште, Венгрия, 29 августа 2021 года. Фото: Кнаан Липшиц

Любые дальнейшие дебаты о кошерном забое скота или производстве фуа-гра в Венгрии столкнутся с вопросом национальной идентичности.

«Фуа-гра — это прибыльная местная традиция, — сказал Салаи. — Запрет на нее или ее также вызовет возмущение».

Для немногих будапештских продавцов кошерного мяса позиция правительства в пользу шхиты является обнадеживающей новостью.

«Но дело не только в правительстве, венгерское общество само по себе традиционно, — сказал JTA Ласло Дьёрфи, владелец кошерной закусочной Kosher MeatUp. — У этого есть недостатки и преимущества — но это означает, что на данный момент подобные запреты не входят в меню».

Похожие статьи