|
Сергей Константинов

Оконный Пурим в Хевроне

Оконный Пурим в Хевроне
Вид на Пещеру Патриархов (антикварный фотоснимок)

Все знают шумный и весёлый праздник Пурим. Читают торжественно изукрашенный свиток царицы Эстер. Достаются карнавальные костюмы, звучат свистульки и колотушки, играет музыка, готовятся угощения! По улицам ходит-бродит такое количество царей Ахашверошей, Аманов и Мордехаев, что хватит на добрую сотню представлений-Пуримшпилей! Евреи радуются, отмечая день избавления от гибели по навету злодея.

Ненавистью исходят антисемиты, поминая духа зла — наша б воля, мы б вам показали Пурим! Но Б-г — щит Народу Своему.

Однако в былые времена, когда гонения постигали евреев повсеместно, общины часто отмечали местный, малый Пурим. И за каждым таким праздником — своя волшебная история.

Вот и в Хевроне до изгнания оттуда евреев уже в близком нам XX веке отмечали такой праздник — Пурим Оконный, который по еврейскому календарю 14-ого Тевета.

Было это дело в Османской империи. Иерусалим, Хеврон, вся Святая Земля находились в турецком подданстве. Жили евреи Хеврона ни шатко, ни валко, бывало и хуже. В городе великая святыня — пещера с останками Патриархов. Но евреям туда путь заказан — издавна мусульманские правители ввели правило: человек из Избранного Народа может подняться по лестнице к пещере лишь на семь ступеней и там молиться. Даже стражника поставили!

Нравы в государстве турок были суровыми. В начале XIX века там ещё во всю шла торговля рабами! Не крепостными, как в России (у тех были какие-никакие, но права), а похищенными и лишёнными свободы людьми! Были среди несчастных и евреи.

Jews_in_Jerusalem_1895.jpg

Как-то прибыли в Хеврон посланцы из Иерусалима, собиравшие «пидьон швуим» (средства на выкуп соплеменников). Общине Хеврона предложили собрать пять тысяч местных золотых — гурушей.

Старейшины Хеврона знали — если община напряжёт свои силы и развяжет мошну, такую сумму собрать можно. Но, люди, помилуйте, у нас и здесь хватает проблем и поборов!

И вообще, благотворительность начинается с ближних! Да и кто такие те, кого вы хотите выкупить? Знаем мы их? Люди своих старейшин поддержали. Никто не возразил.

Увлеклись старейшины, стараясь сбить величину пожертвования, а посланцы стояли на своём. Деньги на выкуп — великая заслуга перед Г-ом. А раз вы этого не понимаете, то пусть Б-г вам поможет понять. С тем и ушли.

Совсем немного времени прошло, как покинули Хеврон посланцы, а в Дамасский эялет (область, в которую входил и Хеврон) назначили нового управителя-пашу. И был тот паша заядлый антисемит.

Лишь утвердившись у власти, он немедля издал новые указы о поборах, и деньги потекли из еврейских карманов в его казну. А поскольку беспорядков новый правитель не допускал, и всё, что положено, в Стамбул отправлял, Высокая Порта сквозь пальцы смотрела на его придумки.

Однако и этого паше показалось мало. Был он человек образованный, знал европейские языки и, читая исторические хроники, особо обращал внимание на то, как в Европе обходились с евреями. Очень понравилась ему мысль наложить на всю общину под страхом смерти огромную контрибуцию, да взять некоторых старейшин в заложники — пусть евреи ради них и себя расстараются!

И вот вызвал он к себе всех старейшин. Те стоят, ни живы, ни мёртвы, слушают голос глашатая:

«Назначить евреям Хеврона выкуп в 50000 гурушей, каковые в неделю собрать. Не управятся евреи — смерть им и разорение. А ещё взять половину старейшин в заложники»!

Половину старейшин, как они были в парадных одеждах, отправили в зиндан, а половину — деньги собирать.

Тут-то вспомнили и старейшины, и простые люди, как отказано было в 5000 гурушах сборщикам «пидьон швуим». Вот и обещанный урок от В-него!

Но, раз наказание от Б-га, то и избавление от Г-да! Решено было собрать, что можно, молиться, каяться и поститься, да готовиться предстать перед Творцом.

За три дня до назначенного срока старейшины, что на свободе, решили отнести письмо Прародителям Народа в Пещеру Патриархов. Совершили они положенные очищения, сойфер на лучшем кошерном пергаменте написал красивым почерком прошение о заступничестве. Вот только как его передать? Подкупили стражу у Пещеры. Там, куда доступа евреям не было, как раз над пещерой, где покоились Патриархи, был небольшой проём в стене, можно сказать небольшое окошко. Дали денег стражникам (всем дали во избежание доноса). Ну, бакшиш в Османской империи – особая статья. Поклялись стражники Пророком, Раем и спасением душ своих, что бросят письмо в тот проём.

Пришла ночь перед назначенным сроком. Нет от Патриархов ни знака, ни чуда. Забыв про сон, cобрались все евреи Хеврона в самой большой синагоге и стали молиться о прощении и избавлении.

Не мог заснуть в эту ночь и паша. Предвкушал он, как завтра будет куражиться над евреями – не откуда им взять 50000 гурушей! А если возьмут, то сами в нищету впадут, а его богатство увеличится! Жаден был паша до золота. Достал он особый сундук с секретным замком, где хранил накопленное, открыл его ключом с витыми зубцами. Достал мешок с прихотливым узором и стал пересчитывать монеты. Ровно 50000 гурушей насчитал!

Вдруг дуновение прошло по покоям. Погасли масляные лампы. Темно, и пахнет горелым фитилём. Из этой тьмы шагнули к паше три высокие, сияющие фигуры. Увидал паша величественных старцев, лица и одежды которых испускали яркий, слепящий глаза свет, и пал ниц.

Могучий, гулкий голос раскатился по залу:

— Хочешь сохранить жизнь, дай нам немедля 50000 гурушей!

Молча пододвинул паша к ногам старцев мешок с золотом и потерял сознание.

Очнулся утром от пения птиц. Открыл глаза, и что же – лежит он на своём ложе. В ногах – особый сундук. Крышка сундука заперта. Вспомнил паша, что приключилось ночью, кинулся к сундуку – проверить, там ли заветный мешок? Да как на зло ключ куда-то запропал! А тут вошёл секретарь – великий господин, можно ехать в Хеврон!

800px-Hebron_entrance_Haram1.jpg

Вход в мечеть на территории комплекса Пещеры Патриархов в 1920-х годах

Евреи Хеврона, окончив молитвы, двинулись к воротам в еврейский квартал — встречать пашу и свою участь. Все были печальны – нет им ответа…

Последним поспешал служка – паша - не паша, а надо всё прибрать и закрыть. Только шагнул он от двери, как запнулся обо что-то и полетел вверх тормашками. Смотрит — об мешок споткнулся. Затейливый такой, с вышивкой… Попробовал поднять — тяжело! Открыл, глянул, да так и бухнулся на седалище – в мешке денег видимо-невидимо! Подхватил его (откуда только силы взялись?!), и давай Б-г ноги — попылил прямо к старейшинам! Увидали те, что в мешке – просветлели их лица. А тут и паша со стражей объявился.

— Собрали 50000 гурушей, евреи, — презрительно спросил, не спешившись, паша.

— Вот, господин, — просто ответили старейшины и вынесли мешок.

Увидав его, паша побледнел и стал валиться с седла – пришлось старикам подхватить вельможу.

— Это мой мешок, — трясущимися губами произнёс повелитель Дамасской области, — знайте, евреи, Защитники Израиля не дремлют и не спят! Ночью пришли ко мне Патриархи Ибрагим, Исхак и Якуб! Страх вселили в меня за зло, что я над вами творил! От греха уберегли мою душу! Заберите эти деньги себе и молитесь за меня в своих синагогах – теперь я вам защита!

100.jpg

Пещера Патриархов в Хевроне, наши дни (фото:bible-mda-2008.bible-spbda.info)

Похожие статьи