О кидуше и о том, как правильно поступить с бокалом вина после произнесения благословения, расскажет раввин Элиягу Эссас.
– Расскажите, пожалуйста, об этой важной для каждого еврея заповеди.
– Она действительно настолько важна, что наши мудрецы запретили даже пробовать какую-либо еду до кидуша. И хотя кидуш можно делать не только на вино, но и на хлеб, все же изначально следует освящать шабат вином, кроме тех случаев, когда его трудно достать или человеку по какой-либо причине тяжело его пить. Женщины также обязаны выполнять эту заповедь.
Так как вечерний кидуш заповедан Торой, необходимо удостовериться, что его произносит взрослый человек. Кидуш лучше делать на старое виноградное вино. Но это не означает, что его нельзя делать на виноградный сок.
Кидуш произносит хозяин дома или один из мужчин, а присутствующие внимательно слушают и отвечают «амен» на все благословения. Вечерний кидуш положено делать стоя, при этом «совершающему кидуш обещано долголетие» («Пиркейде-раби Элиэзер»). Бокал перед кидушем принято ополоснуть водой. Если из него уже отпили немного вина, над ним запрещается делать кидуш, такое вино называется «яйн пагум» (вино с изъяном).
– Как делают кидуш, каков здесь алгоритм действий?
– Человек берет в руки бокал с кошерным вином и поднимает его. Из уважения к самой процедуре нужно делать это стоя и с бокалом в руке прочесть текст из сидура, в котором говорится, что шесть дней Вс-вышний творил этот мир, а сегодня наступил седьмой день — суббота.
Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Как учат наши мудрецы: помнить и освящать субботу следует посредством кидуша.
Потом нужно сказать благословление на вино и произнести вторую половину кидуша, где намеками повествуется о том, что когда-то мы были рабами в Египте, но вышли оттуда для определенных задач и целей, для освещения субботы. То есть в тексте кидуша упоминаются два важнейших события: сотворение мира и исход евреев из египетского рабства. Далее тот, кто говорит кидуш, выпивает содержимое бокала. Если человек в этот момент один, то он выпивает большую часть бокала.
– А если вокруг него сидят люди?
– Важный вопрос. Лучше поступить так. Еврей произносит кидуш и выливает вино или сок в свой небольшой стакан, выпивает и после этого разливает данный напиток всем. Поскольку многочисленной группе гостей в шабат или большой семье этого сразу не хватит, то следует снова взять бутылку вина, снова дополнить этот бокал и разлить остальным. Если не хватает и этого, можно добавлять еще и еще, главное, чтобы бокал не был пустым. В некоторых случаях человек отпивает вино и пускает бокал по кругу. Но тут есть одна проблема. Если за столом собрались не только члены одной семьи, то кому-то может быть неприятно пить из стакана, из которого пьют остальные. Более того — это совершенно негигиенично и нежелательно по медицинским показаниям. Поэтому не рекомендую поступать таким образом.
– Особенно сегодня, в пандемию коронавируса. Благодарю вас, уважаемый раввин. А нашим читателям сообщу, что подробные ответы на эти и другие вопросы можно найти на сайте www.evrey.com.
Беседовала Яна ЛЮБАРСКАЯ
Справка
Элиягу Эссас родился в 1946 году в Вильнюсе. Известный израильский раввин и общественный деятель, активист сионистского движения, бывший советский диссидент-отказник. В 1970 году переселился в Москву. С 1977-го преподает Тору. В 1983 году получил звание раввина. В 1986-м репатриировался в Израиль, где продолжил заниматься общественной деятельностью. Выдвигался в Кнессет от партии «Дегель а-Тора». Проживает в Иерусалиме, содиректор организации «Эш а-Тора», директор частного сайта www.evrey.com.
Элазар НИСИМОВ раввин общины «Байт Сфаради»
(фото: Илья Иткин)
Почему вино?
Давайте вспомним, откуда пришла к нам заповедь кидуша. Все очень просто — она вышла из Книги Шмот (20:08): «Помни день субботний, чтобы освятить его». Так говорят наши мудрецы. Это четвертая по счету из десяти заповедей. И совершают ее вечером при наступлении шабата, днем в шабат и в праздники.
Посредством чего совершается эта заповедь? Посредством вина. И вот теперь самый важный и интересный вопрос. А при чем тут вино? Почему вино является средством для исполнения этой важной заповеди?
И тут на помощь опять приходят ответы наших мудрецов. Одно из распространенных мнений говорит о том, что плодом дерева, от которого вкусил первый человек и согрешил, был виноград.
Вот почему, когда закончился потоп, Ноах спустился из ковчега и первым делом посадил виноград из плодов которого впоследствии сделал вино и, разумеется, выпил его. Намерения Ноаха были праведными, ведь он хотел исправить грех первого человека, который согрешил посредством вина. Но все дело в том, что сам Ноах еще сильнее согрешил — тем, что опьянел, и произошло то, что произошло.
Еще об одном подобном эпизоде нам рассказывает Тора. Когда дочери Лота напоили отца вином, то тоже хотели исправить то, что не смог исправить Ноах. В итоге все это привело к большому греху, как нам известно из Писания.
Поэтому тогда Б-г даровал еврейскому народу Тору и заповедал нам освящать шабат. А мудрецы впоследствии установили, что освящение должно совершаться с использованием вина, чтобы исправить грехи предыдущих поколений, которые грешили посредством того же вина.