|
Яков Скворцов
Яков Скворцов

Готова ли Бангладеш нормализовать отношения с Израилем?

Готова ли Бангладеш нормализовать отношения с Израилем?
Дакка Фото: bruker.com

После подписания Авраамовых соглашений в отношениях Израиля с мусульманским миром произошел заметный сдвиг. Появилась информация о возможности дальнейшего прорыва в дипломатических связях с такими бывшими врагами, как Саудовская Аравия, родина ислама, и Индонезия, страна с самым многочисленным мусульманским населением в мире.

Еще одной крупной мусульманской страной, которая, по мнению наблюдателей, может нормализовать отношения с Израилем, является Бангладеш. Хотя Бангладеш и Израиль не имеют официальных связей, есть сообщения о неофициальном экономическом и военном сотрудничестве между странами. Бангладеш также сняла ключевое ограничение на поездки в Израиль в начале этого года, что подогревает спекуляции о том, что нормализация может быть достигнута в скором будущем.

«После исключения ЮАР из списка Бангладеш установила с ней отношения. После исключения Тайваня из списка, Бангладеш установила отношения и с ним. Есть все основания полагать, что недавние изменения в отношении Израиля приведут к нормализации и открытым отношениям», — сказал Салах Уддин Шоаиб Чоудхури, редактор Weekly Blitz, бангладешской произраильской и антивоенной газеты.

Считается, что между двумя странами продолжается экономическое и военное сотрудничество, не зависящее от уровня официальных дипломатических отношений. По сообщениям многочисленных СМИ, Бангладеш закупает израильские военные технологии, а база данных Всемирного банка World Integrated Trade Solution показывает, что в период с 2010 по 2018 годы Израиль импортировал продукцию на сумму около 333,74 млн долларов, которая была произведена в Бангладеш. Данные WITS показывают, что в период с 2009 по 2015 год израильский экспорт на сумму 3,67 млн долларов попал в Бангладеш.

«Наш народ не забывает»

Несмотря на отсутствие официальных связей сегодня, Израиль одним из первых официально поддержал Бангладеш, когда она отделялась от Пакистана в начале 1970-х годов и одним из первых признал независимость нового государства. Тем не менее, первые лидеры независимой Бангладеш избегали Израиль и поддерживали лидера Организации освобождения Палестины Ясира Арафата, который встал на сторону Пакистана.

Когда в 1947 году Пакистан получил независимость от Великобритании, он состоял из двух несмежных регионов с мусульманским большинством — Восточного (территории современной Бангладеш) и Западного. Однако между двумя регионами сразу же возникли этнические и языковые разногласия: Западный Пакистан установил политический и экономический контроль над Восточным, что в итоге вызвало движение за независимость среди этнических бенгальцев Восточного Пакистана. Стремясь сдержать движение за независимость бенгальцев, пакистанские войска начали операцию «Прожектор», призванную уничтожить всю бенгальскую политическую и военную оппозицию. Это привело к геноциду в Бангладеш в 1971 году и в конечном итоге к Освободительной войне, которая завершилась капитуляцией Пакистана 16 декабря 1971 года и обретением Бангладеш независимости 26 марта 1971 года.

Однако официальные лица Бангладеш публично настаивают на том, что страна не будет нормализовывать отношения с Израилем до тех пор, пока не будет достигнуто справедливое решение израильско-палестинского конфликта. Некоторые считают такую позицию извращенной, учитывая историю освобождения Бангладеш.

«Ясир Арафат сравнивал нашу освободительную войну с конфликтом между Израилем и Палестиной и клеймил наших борцов за свободу как террористов, а Израиль поддерживал нас. Мы должны были поддерживать дипломатические отношения с Израилем с того самого дня, когда Израиль признал Бангладеш», — сказал Чоудхури.

Чоудхури был обвинен в мятеже, измене, богохульстве и шпионаже за попытку посетить конференцию Ассоциации ивритоязычных писателей в Тель-Авиве в 2004 году. Его избивали, держали в одиночной камере в течение 17 месяцев и отказывали в медицинской помощи, после чего он был освобожден под залог при содействии американского конгрессмена, хотя обвинения против него не сняты до сих пор.

Чоудхури отметил, что Хондакер Мостак Ахмад, первый министр иностранных дел Бангладеш, был ответственен за разрушение связей с Израилем. Позже Ахмад участвовал в заговоре, который привел к убийству первого президента Бангладеш шейха Муджибура Рахмана в 1975 году. После убийства Ахмад немедленно взял под контроль правительство и объявил себя президентом.

«Человек, ответственный за изначальную антиизраильскую позицию нашей страны, сам был врагом государства. Почти полвека мы поддерживаем отношения с Пакистаном — страной, ответственной за убийство трех миллионов наших граждан, но не имеем официальных связей с Израилем. Это абсурд, — сказал Чоудхури.

Отсутствие официальных дипломатических отношений между странами не является следствием явного антисемитизма, хотя он, безусловно, присутствует в бангладешском обществе. На самом деле, один из самых почитаемых героев войны в Бангладеш был евреем.

Генерал-лейтенант Джек Фардж Рафаэль Джейкоб, офицер индийской армии, сыграл решающую роль в переговорах о капитуляции Пакистана в Дакке во время Освободительной войны в Бангладеш в 1971 году.

Его смерть была публично оплакана высокопоставленными чиновниками, а ранее он был удостоен награды «Почетный друг освободительной войны». Американский архитектор Луис Исадор Кан, родившийся в еврейской семье в Эстонии, спроектировал здание парламента Бангладеш — Национальной ассамблеи.

Быстрое развитие Бангладеш не осталось незамеченным израильскими политиками, которые публично приветствовали удаление слов «кроме Израиля» из бангладешских паспортов и открыто призывали к более теплым связям на протяжении многих лет. ВВП Бангладеш составляет 409 миллиардов долларов, а государственная структура довольно либеральна. Почти все последние 20 лет страной руководили женщины, ими являются нынешний премьер-министр, спикер парламента и лидер оппозиции.

Илан Штульман-Староста, глава миссии израильского консульства в Дубае, недавно стал самым высокопоставленным израильским чиновником, давшим интервью бангладешским СМИ, заявив в интервью газете Weekly Blitz: «Бангладеш может стать для нас очень важным партнером. В Бангладеш есть центры инноваций, большое население, ресурсы, и [бангладешцы] понимают, что следующий шаг в бизнесе — это инновации, поскольку старые технологии остыли, испортились и имеют ограниченный срок службы. Мы ждем партнерства с бангладешскими исследователями, университетами, компаниями, и я думаю, что все в регионе выиграют от этих отношений», — намекнув, что взаимный союзник, Индия, может сыграть решающую роль в сближении Израиля и Бангладеш.

Как сказал Рахман: «В международных отношениях нет ничего постоянного. Границы меняются. Правительства меняются. Это вопрос времени».

Источник: Israel Hayom

Похожие статьи