|
Александр Шундрин
Александр Шундрин

Стивен Спилберг: передовик фабрики грез

Стивен Спилберг: передовик фабрики грез

В преддверии Нового года Голливуд громко отметил 75-летний юбилей одного из самых знаменитых киномастеров нашей эпохи.

Буквально накануне юбилея маэстро Спилберга на мировые экраны вышла его последняя картина, мюзикл «Вестсайдская история». Фильм, который Стивен Спилберг давно мечтал снять, культовый режиссер 20-го века посвятил своему недавно ушедшему из жизни отцу. Фильм вышел в прокат в лучшее время года, и на фоне злосчастной пандемии картина, исполненная зажигательных ритмов, запоминающихся мелодий, песен и танцев оказалась как нельзя более кстати. Подняв настроение совсем было приунывшей публике, «Вестсайдская история« со всей очевидностью доказала, что Стивен Спилберг — знаковый режиссер также и 21-го столетия.  

В ореоле славы, или Вместо пролога

Среди голливудских «священных чудовищ» он — один из старейших и самых титулованных. Не раз «оскароносный» — хотя и не так часто, как Вуди Аллен или Фрэнсис Форд Коппола — Стивен Спилберг получил самую большую кассу, его фильмы собрали более 10 миллиардов долларов. Да, он не такой «завернутый», как Аллен или Коппола, но зато его фильмы смотрят все и всюду. Они просты (боже сохрани, никак не примитивны!) и незамысловаты, но именно потому и стали блокбастерами. И — как и его гениальный предшественник Чарльз Спенсер Чаплин — Стивен Спилберг — настоящий человек-оркестр. И сценарист, и монтажер, и продюсер. Правда, он не сочиняет музыку, как Чаплин, но в кадре, в эпизодических ролях, Спилберг, как и великий Шарло, появлялся не раз. По количеству же титулов и по продолжительности карьеры, увенчанный лаврами и почестями, создатель сериала про археолога Индиану Джонса уже превзошел создателя эпопеи про бродяжку Чарли. У Спилберга сотни (!) «поощрений», а его творческий путь продолжается вот уже 63 года. Свой первый фильм он снял…

С младых ногтей

 …когда ему было всего лишь 12 лет. И он был восхищен своим отцом. Арнольд Спилберг (историческая родина которого – как и огромного количества выдающихся евреев 20-го века – российский Каменец-Подольский), потерявший огромное количество родственников во время Холокоста и проживший 103 года, был одним из тех, кто созданием новых технологий более чем решающим образом повлиял на будущее своего сына, на его творческий выбор, и своим собственным примером дал ему «путевку в жизнь».

Однако, посвящая свою новую картину ушедшему в прошлом году отцу, режиссер не только приносил ему благодарность, но еще и как бы искупал собственную вину перед ним за свой юношеский отход от традиций иудаизма (Стивен вырос в ортодоксальной еврейской семье), совершенный из-за антисемитского (если не сказать, расистского) отношения к подростку в подростковом возрасте в Финиксе, Аризона, где жила семья Спилбергов. Как известно, тема ксенофобии — одна из главных в «Вестсайдской истории» (музыку к которой, кстати говоря, любили слушать в доме Спилбегов), ставшей, по существу, своеобразной интерпретацией истории Ромео и Джульетты 20-го века. И даром, что перед нами не Италия и не два благороднейших семейства, Монтекки и Капулетти, но… перед нами все те же «страсти роковые, и от судеб защиты нет».      

Список Спилберга

После своей юношеской короткометражки про крушение поезда (подумать только, создатели кино братья Люмьер тоже начинали с поезда, правда с его прибытия), снятой в 1958 году, Спилбергу пришлось набраться изрядного терпения и подождать… целых 17 лет, прежде чем он буквально ворвался на экраны всего мира (кроме, разумеется, тогдашнего СССР и некоторых стран соцлагеря) с приключенческим хоррором «Челюсти», снятом по одноименному роману и названным впоследствии первым блокбастером в истории кинематографа. Не слишком замысловатый своим сюжетом фильм изобиловал при этом новейшими спецэффектами и натурными съемками, вследствие чего, собственно говоря, и собрал огромную сумму в прокате. После чего за Спилбергом надолго закрепился статус экшн-режиссера, который при этом никогда не снимал на скорую руку, умел находить самые разные «ракурсы» и «повороты», при этом угождая, по сути дела, самой разнообразной публике.

Сняв «Инопланетянина», Спилберг не только обошел успехом «Звездные войны», но и стал любимцем подростковой аудитории. (Примечательно, что в наших пенатах более аплодировали «Парку Юрского периода»; впрочем, понятно — дети одной шестой всегда были как-то весьма неравнодушны к тем самым динозаврам!) В блокбастере «Спасти рядового Райана» (который открыл широкой публике имя Мэтта Даймона) Спилберг сумел вписать приключенческую фабулу в весьма сложный жанр эпоса, а в «Поймай меня, если сможешь» — поместить детективный сюжет внутрь самой настоящей комедии. Режиссер Спилберг смело «рассекречивал» документа Пентагона о войне во Вьетнаме в «Секретном досье» и снимал «Шпионский мост» — на «советскую» тему (про спасение летчика Пауэрса, что сравнительно недавно умер в своей постели и в преклонных летах в США) — без столь надоевшего привкуса «рашен клюквы», коим издавна и печально славится голливудская продукция.

Сериал тысячелетий

И вот уже 40 (!) лет, перейдя из второго тысячелеиия в третье, Стивен Спилберг не дает соскучиться поклонникам находчивого и отчаянно смелого ученого Индианы Джонса, что оказывается героем самых удивительных приключений и попадает в самые крутые переделки. Режиссер, пригласивший на главную роль Харрисона Форда, хитроумно снимает по одной серии в десятилетие, показывая себя еще и настоящим мастером маркетинга и логистики — уж кто-кто, а он со своей эпопеей никогда не сумеет надоесть взыскательному зрителю; напротив, публика ждет-пождет каждый новый фильм про ученого «авантюриста» Джонса, буквально затаив дыхание. А скоро уже выйдет пятый... И ждать осталось совсем пустяки — чуть больше года. Но какова же интрига!..

Hommage и кадиш     

Фильм «Список Шиндлера», созданный в 1993 году, стоит особняком в творчестве Спилберга. Он готовился снимать его 10 лет, откладывая начало съемок год от года, и не чувствуя себя морально и психологически готовым делать киноисторию про одну из самых трагических страниц в истории мирового еврейства. Однако фильм получил огромное количество наград, хотя и вызвал немалые споры, в том числе и со стороны узников Холокоста, тема которого отчетливо звучит в ленте, посвященной немецкому промышленнику Оскару Шиндлеру, спасшему сотни еврейских жизней. Он умер за 20 лет до выхода картины, а его роль в фильме блистательно сыграл Лиам Нисон. Картина не только позволила Спилбергу основать благотворительный фонд ШОА, который вот уже почти 30 лет собирает свидетельства жертв Холокоста, но и начать большой и трудный, продолжающийся и по сей день, разговор на тему массового истребления еврейского народа и его удивительной и тяжелой судьбы.

Ни дня без съемки       

Да, кое-что ему не удалось реализовать (например, сериал про Наполеона или фильм про Мартина Лютера Кинга), но зато сколько вышло компьютерных игр (ныне тоже получивших награды) по фильмам Спилберга — в наше время это очевидное свидетельство особенного успеха режиссера, который не останавливается ни на секунду. Запущен мини-сериал про Вторую мировую войну, а также загадочный проект «Властелин воздуха». Со дня премьера «Вестсайдской истории» прошло всего лишь две недели, а критика всего мира уже буквально растеклась целым морем подлинных панегириков в адрес режиссера, снявшего новую версию мюзикла Леонарда Бернстайна по сценарию Тони Кушнера. И, кстати, вместе с ним маэстро Спилберг уже приступил к съемкам саги «Фабельманы», основанной на…

Вместо эпилога, или Родом из детства

…воспоминаниях детства. Одного из самых богатых в мире людей искусства, «одного из 100 самых влиятельных людей в истории кино» и «одного из 50 лучших режиссеров соременности», рыцаря-командора Британской империи и Кавалера Ордена Почетного Легиона, Звезда Славы которого давным-давно открыта в Голливуде, и т. д и т. п., а также etc., сегодня почти что каждый день можно совсем запросто встретить на «фабрике грез». И это только потому, что он окончательно «впал в детство» и снимает фильм про то, «как все начиналось» и «было впервые и вновь». Недаром, Стивен Спилберг так любит Ингмара Бергмана, снявшего «Фанни и Александр» — великую сагу-реминесценцию на тему собственного. 75-летний мастер из Голливуда расскажет про свое. Про тот самый аризонский Финикс, где он прошел бар-мицву и где был не раз бит соседскими мальчишками, где не любили евреев и дразнили худенького подростка, которого всегда можно было встретить в местном кинотетере на картинах про Годзиллу и Пиноккио, и в доме которого всегда звучала молитва и неизменно-строго соблюдались обычаи богоизбранного народа. Все это было вместе и как-то рядом друг с другом…

Сумеет ли знаменитый на весь мир режиссер и свидетель тех событий воссоздать их?.. Наверное, это будет его главный экзамен — творческий, а, быть может, и жизненный. И, наверное, он снимает сейчас самую откровенную картину в своей жизни. А, быть может, и самую лучшую?.. Как знать…

Похожие статьи