Чудо Сарагосы

Чудо Сарагосы
Мегилла Сарагосы

Мегилла Сарагосы — свиток, которому более 600 лет.На нём записана история чудесного спасения еврейской общины от навета.

Дело было при правлении короля Арагона Альфонсо V, прозванного Великодушным.
Он считал евреев полезным для государства народом, не давал клиру и дворянам притеснять их.

4.png
Альфонсо V Великодушный

Евреи же всячески поддерживали короля во всех его начинаниях. Когда Альфонсо со свитой приезжал в Сарагосу, то в еврейском квартале его встречали
торжественной процессией, а старейшины танцевали, держа в руках футляры святых свитков Торы. Всего их выносили 36 – по три от каждой из 12 синагог города. Футляры были красиво украшены – плодами граната и шарами из золота, серебряными колокольцами, и обёрнуты в дорогие ткани. Колокольчики нежно звенели, старейшины провозглашали благословения королю, а все остальные кричали: «Амен! Да будет так»! Король с удовольствием принимал от общины знаки почтения.
Но вот при его дворе появился один еврей, оставивший веру предков и стремившийся приобрести значимый пост, принижая бывших единоверцев.
Новое имя его было Маркус.
Этот отщепенец узнал, что сами свитки Торы евреи к королю не выносят, а танцуют с пустыми футлярами. Маркус добился у короля аудиенции и стал вливать яд своих злобных речей в королевские уши.
Он, дескать, доподлинно знает, что не почтение община проявляет к монарху, а насмешки строит: футляры-то пустые! А свитки остаются в синагогах!
И надо сарагосскую общину за такое предательство истребить, а всех остальных евреев изгнать! И он, новый обращённый, готов взять на себя столь тяжкую работу.
Король сильно разгневался, узнав про пустые футляры, но головы не потерял: даже если был умысел унизить его величие и достоинство, то к чему наказывать весь народ? И как же, наконец, налоги? Такое изгнание - поруха казне!
Но Маркус не отставал: какая же поруха? Отберём у иудеев всё ценное — и дело с концом!
- Вот что, — решил король, — правду ли ты сказал, или нет, узнаем вскорости. Если донос твой верен, то сарагосским евреям не избежать смерти, а остальным — изгнания!
Но если ты винишь их облыжно, то тебя немедля казнят!
Глазки Маркуса радостно блеснули, и он подобострастно захихикал — как будет угодно вашему величеству! Так был негодяй уверен в этом деле!
Накануне приезда короля в Сарагосу габай самой большой синагоги, Эфраим Барух, никак не мог уснуть. На душе была тяжесть. Что за напасть — всё готово к церемонии, всё проверено...

3.png

Наконец он забылся сном, и тут же увидел величественного старца. Громовым голосом старец возвестил: не спи, габай! Беда нависла над общиной. Отступник задумал погубить Избранный Народ! Поспеши в синагогу и вложи свитки Торы в футляры! Но не смей никому об этом говорить — тогда не избежать большой беды!
Поспешил Эфраим на улицу, не зная, что габаям всех остальных синагог привиделся один и тот же сон. Вот почему эти почтенные люди, не одевшись толком, торопились по пустым улицам в свои синагоги, хоронясь от стражи, дабы в точности исполнить повеление вестника.
На другой день Альфонсо V с придворными прибыл в еврейский квартал. Но, против обыкновения, короля сопровождал отряд воинов, а также городской палач. Лицо короля было мрачным, рядом с ним вышагивал Маркус, по губам которого то и дело пробегала злобная ухмылка. Старейшины начали свою церемонию приветствия, и под громкие крики одобрения провозглашали благословения монарху. 
Когда церемония окончилась, король неожиданно произнёс:
- Футляры у вас хороши, однако я хочу увидеть Cвятые Cвитки книги Моисея, которого все мы чтим. Покажите!
Сердца старейшин на миг перестали биться — такое отчаяние охватило их. Площадь, где шла церемония, уже была оцеплена солдатами.
- О, Г-дь, за что нам такое! — горестно возопили они в мыслях своих, открывая футляры и не зная, что уже спасены В-ним.
Открыт первый футляр, а в нём — Свиток Торы! Да ещё свёрнутый так, что ясно видны слова из книги Ваикра:
«и тогда, как они будут в земле врагов их,— Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их»!
Речение тут же зачитали королю!

1.png
Открыли второй футляр, третий... Вот уже все 36 футляров распахнуты, и в каждом — Свиток!
Король милостиво улыбнулся старейшинам и объявил во всеуслышание, что за верность евреев Сарагосы трону Арагона он на три года избавляет общину от всех налогов.
Потом король повернулся к Маркусу. Улыбка исчезла. Маркус был ни жив, ни мёртв, и не мог понять — как же так вышло?
- «Не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля», — нараспев прочёл монарх из Псалмов Давидовых, — ты же забыл про это!
И приказал немедля казнить злодея, умышлявшего погубить честных его подданных и ввергнуть короля в грех неправоты.
И Маркуса, как некогда Амана, поволокли к виселице.
В свитке записано, что тело вероотступника кинули на кучу гнилья за стенами города, где оно стало пищей диких зверей и птиц. «Так да погибнут все враги твои, Г-ди»! — нравоучительно прибавил писец.
Евреи же Сарагосы учредили 17 швата особый, местный праздник, чтобы в веках остался рассказ о чудесном спасении: в этот день принято танцевать, веселиться, дарить подарки и раздавать вспоможение бедным.
А ещё всю историю изложили на свитке, украсив узорами и картинками. 

P.S.
Королевские милости и сами короли — преходящи. Сегодня — есть, завтра — словно и не были. Племянник Альфонсо V Великодушного, Фердинанд Католик, в 1492 году изгнал евреев из Испании.
Похожие статьи