|
Артем Добровольский
Артем Добровольский

Смерть Сары Халими: полиция прибыла до убийства, но не предотвратила его

Смерть Сары Халими: полиция прибыла до убийства, но не предотвратила его
Демонстрация в Марселе 25 апреля 2021 года. Протестующие требуют суда над убийцей Сары Халими Фото: AP Photo/Daniel Cole

К шокирующим выводам пришла парламентская комиссия в своем расследовании действий должностных лиц Франции, занимавшихся громким делом, после того как мусульманин африканского происхождения зверски избил и выбросил из окна пожилую еврейку. Убийца избежал суда, психиатры признали его невменяемым.

Недавний отчет комиссии французского парламента о расследовании убийстве Сары Халими вскрыл незаживающие раны еврейской общины Франции, которые он пытался залечить, сообщает JTA.

Расследование обстоятельств убийства и последующего громкого дела в отношении Кобили Траоре было направлено на восстановление веры французских евреев в полицию и всю систему правосудия своей страны, которая сильно пошатнулась после того, как убийца был освобожден от уголовного преследования по медицинским причинам.

images.jpeg

Вместо этого, опубликованный на прошлой неделе отчет парламентской комиссии под руководством депутата-еврея Мейера Хабиба, только подлил масла в огонь, разозлив французских еврейских лидеров.

4 июля 2017 года 67-летняя Сара Халими, врач на пенсии, проживавшая в 11-м округе Парижа, была выброшена ее соседом, 28-летним мусульманином из Мали по имени Кобили Траоре, из окна трехэтажного дома, где находится ее квартира, и погибла от полученных при падении травм.
Полиция ранее отвергала версию убийства на почве ненависти, несмотря на то, что Траоре во время совершения этого преступления выкрикивал «Аллах Акбар!», называл свою жертву «сатаной» и произносил молитвы.
В сентябре 2017 года французская прокуратура, после полугодового расследования, признала этой убийство актом антисемитизма. Данное заявление было сделано под давлением лидеров еврейской общины Франции, возмущенных поведением властей.
Дочь Халими рассказала, что Траоре при встрече называл соседку «грязной еврейкой». Президент CRIF и другие лидеры еврейской общины Франции убеждены, что данное преступление было совершено на почве антисемитизма, и потребовали от суда учитывать мотивы преступника. Однако обвинительное заключение, предъявленное Траоре, поначалу не содержало упоминания о его ненависти к евреям или каких-либо других упоминаний об отягчающих обстоятельствах.
19 декабря 2019 года Апелляционный суд Парижа поддержал решение нижестоящей судебной инстанции: Кобили Траоре, признанный виновным в убийстве Халими, не предстанет перед судом в связи с тем, что в момент убийства находился под воздействием марихуаны и был не в состоянии контролировать свои действия.
«Должны ли мы сделать вывод, что каждый наркоман будет иметь лицензию на убийство евреев?», – задался тогда риторическим вопросом главный раввин Франции Хаим Корсия. Дело было направлено в Верховный суд, который оставил вердикт без изменений.

Напомним, что в прошлом году  суд постановил, что убийца Сары Халими не несет ответственности за свои действия, поскольку регулярное употребление марихуаны вызвало у него состояние бреда. При этом ранее суд установил, что Траоре намеренно  убил Сару Халими, потому что она была еврейкой.

После этого решения суда французские евреи организовали и возглавили волну яростных протестов. В сентябре 2021 года парламентская комиссия во главе с французским депутатом-евреем Мейером Хабибом начала расследование, по его словам, «любых нарушений» в деле со стороны французской полиции. Создание парламентской комиссии по расследованию обстоятельств гибели Сары Халими инициировал двумя месяцами ранее Союз демократов и независимых Франции (СДН - французская центристская партия), представленный в Национальной ассамблее 18 депутатами.  

По итогам работы комиссии был опубликован отчет объемом в 67 тысяч слов, из которого стал известным ужасающий факт: полицейские прибыли на место происшествия еще до того, как произошло убийство, но не предотвратили его.

Несмотря на этот вывод и другие, которые раскрывают в какой-то степени запутанную картину преступления, комиссия отметила, что ни один из офицеров, судей, психиатров или других должностных лиц, участвовавших в расследовании и судебных мероприятиях, «не сделал ничего плохого».

Хабиб и два других члена комиссии — депутаты Констанс Ле Грип и Франсуа Пуппони, которые не являются евреями, — решительно возражали против каждого из ключевых выводов, утверждая, что они противоречат здравому смыслу. Однако резюме расследования, тем не менее, было утверждено 7 голосами против 5.

Что же выяснилось по результатам проверки парламентской комиссии? В отчете кратко излагается часть того, что было известно ранее, но также раскрывается множество новых деталей. 

Вот основные выводы комиссии:

- Кобили Траоре, 31-летний мусульманин малийского происхождения, ворвался в парижскую квартиру 65-летней Халими и убил ее — жестоко, как было известно ранее, избив ее и выбросив из окна, потому что она была еврейкой. Прокуратуре сразу было известно, что Траоре декламировал стихи из Корана и выкрикивал антисемитские лозунги, забивая свою жертву;

- Полиция прибыла на место происшествия по звонку соседей Халими, которые услышали ее крики. В отчете добавляется, что офицерам полиции даже дали ключи от квартиры Халими, когда они прибыли на место. Но при этом они оставались снаружи, пока Траоре избивал ее — в отчете говорится, что они «не смогли предотвратить» ее смерть и тщательно следовали всем должностным инструкциям; 

- Медицинское освидетельствование, которое привело к госпитализации Траоре в психиатрическую лечебницу до суда, было «надлежащего качества», добавляется в отчете, несмотря на сложные обстоятельства. Также отмечается, что Траоре может быть освобожден от нахождения в психиатрическом медицинском учреждении по рекомендации врачей, если их решение будет одобрено комиссаром полиции;

- В цепочке событий, которые привели к решению освободить Траоре от суда, «судебная власть полностью следовала процедуре», определенной законом, говорится в отчете. Полицейское расследование убийства также, по словам комиссии, «нельзя назвать провалом».

Еврей-парламентарий от СДН Мейер Хабиб выступил с резкой критикой, которая вошла в окончательный вариант отчета. Он отметил недавние показания, данные комиссии семьей Диарра – соседями Сары Халими, которые сказали, что дали полиции ключи от здания и квартиры Халими, и заявили, что полиция не вмешивалась, когда женщину можно было спасти. 

В недавнем интервью еврейскому Radio J Хабиб сравнил расследование убийства Сары Халими с печально известным делом Дрейфуса в XIX веке, одним из самых трагических эпизодов истории французского еврейства, когда офицер еврейского происхождения был несправедливо осужден по сфабрикованному делу о шпионаже.

«Этот трагический случай - второе дело Дрейфуса. Это отрицание. Это позор. Суда не было, убийца практически уже на свободе», — добавил Хабиб, бывший лидер Федерации еврейских общин Франции (CRIF).

assemble-640x400.jpeg

Мейер Хабиб

Хабиб также отметил, что коллеги-законодатели «отказались говорить правду, отказались исследовать место преступления, и не стали выяснять, почему  10 полицейских лгали, что не слышали предсмертных криков женщины в течение 14 минут, которые разбудили весь многоквартирный дом».

Депутат от партии Макрона Флоренс Морлигем, которая составляла окончательную формулировку доклада, раскритиковала в отчете Хабиба, утверждая, что под его руководством комиссия «позволяет себе неприемлемые формулировки, питающие идею заговора со стороны властей и судебной системы с целью замять это дело». 

Лидеры французского еврейства весьма критически отреагировали на отчет и на заявление Морлигем на заседании парламентской комиссии. Согласно протоколу заседания, она в частности заявила, что «полицейские могли в действительности не слышать криков Халими. Учитывая рост и комплекцию убийцы и фотографию трупа Халими, вряд ли она кричала долго».

Еврейские лидеры в ответ на это заявление назвали формулировки Морлигем «черствыми, а умозаключения ошибочными».

«Это неприемлемо, Флоренс Морлигем оправдывает отказ Саре Халими в судебном правосудии, в своем отрицании усугубляя положение жертвы и страдания ее родственников», написал в «Твиттере» президент CRIF Франсис Калифа. 

Почему это важно 

В прошлом месяце французский сенат принял закон, отменяющий судебное преследование по вине невменяемости, связанной с добровольным употреблением наркотиков. По словам наблюдателей, это стало прямой реакцией на «дело Сары Халими» президента Эммануэля Макрона.

Однако это не удовлетворило французское еврейство, прошлогодние протесты против которого против своего правительства были крупнейшими за последние десятилетия. Евреи Франции чувствуют себя преданными и брошенными государством, поддержку которого они считают решающей для противостояния росту антисемитского насилия с начала 2000-х годов. Во многом в связи с делом об убийстве Сары Халими в последние годы значительно выросла алия из Франции в Израиль, которая активизировалась в начале прошлого десятилетия после ряда атак на еврейскую общину.

Похожие статьи