|
Сергей Константинов

Йосель Таршис: человек, который был Пятницей

Йосель Таршис: человек, который был Пятницей
Йосель Таршис

У замечательного Честертона есть роман с любопытным названием — «Человек, который был четвергом». Роман посвящён истории противостояния полицейского сыщика и анархистов, а также решению возникающих в связи с этим морально-этических проблем. Главари анархистов носили клички по названию дней недели. Йоселя Ориоловича «Пятницей» прозвали немецкие товарищи, когда молодой социалист из России после побега из тюрьмы перешёл на нелегальное положение и «гостил» в Германии.

Этот псевдоним значился в его бумагах в качестве фамилии — герр Фрейтаг. Пятница.

Он родился 17(29) января 1882 года в городке Вилькомир Ковенской губернии, в семье еврея-плотника. В детстве сам освоил грамоту по русским, еврейским и польским газетным листкам и прокламациям. Йоселе, как звали его родители, играл и дрался со всеми окрестными мальчишками и обожал гонять голубей. Вольная жизнь закончилась в 13 лет: родители отдали его в обучение к портному. Хоть ты и младший в семье, но помогай, чем можешь!

В 1897 Иосель переехал к старшему брату в Ковно, где трудился на пошиве дамской модной одежды. Над страной веяли вихри революционных перемен. 16 лет отроду «храбрый портняжка» Таршис-младший вступил в революционный кружок и в профсоюз. С этого времени пойдет его стаж в РСДРП. Переехал в Вильно он уже будучи секретарём и кассиром профсоюза дамских портных (был и такой!).

В 1899 и 1900 годах Йосель организует в будущей столице Литвы маёвки — празднования Дня Труда с собраниями, речами и манифестациями, да так, что их разгоняет полиция!

Тут его старание и организаторские навыки оценили старшие товарищи и предложили стать агентом по доставке нелегальной печатной продукции из-за границы — в частности, газеты «Искра», из которой предполагалось разжечь в Российской Империи революционный пожар!

Его задачей стало создание тайной сети курьеров. Йосель придумал специальные жилеты, в которые упаковывали по 200-300 экземпляров газеты. Курьер полнел на пару килограммов. Обычно солидного по комплекции, неторопливого человека никто не проверял.

Прытким юношей заинтересовалась и жандармерия. В 1902 году последовал первый арест и первая отсидка, прошедшая с большой пользой.

«Из материалов Киевского губернского жандармского управления.

Приметы: телосложение худощавое, брюнет с густыми вьющимися волосами, маленькие усики, бакенбарды подстрижены, лицо длинное, подбородок острый, типичный еврей с длинным орлиным носом».

В Лукьяновской тюрьме города Киева к политическим относились с почтением. Они могли свободно выходить во двор и заходить друг к другу — царские сатрапы камеры запирали только на ночь. Организовали марксистскую учебу, а в свободное время дурачились, играли, занимались атлетикой — строили пирамиды. (Учёба была нужна Йоселе, как воздух: он плохо писал, а говорил на шести языках, но с сильным местечковым акцентом).

1.png

Особенно ловок в атлетике был Николай Бауман. Надзиратели перестали обращать на гомоняших политических внимание — никуда, скаженные, не денутся: стены-то во какие!

А с вершины пирамиды до края стены оставалось чуть-чуть. Потом был огромный букет цветов от товарищей — «на именины», который по халатности не досмотрели, а ведь в нём скрывалась стальная «кошка». Веревка давно готова, и, перемахнув через стену, 11 «искровцев» оказались на свободе. А в Берлине появился изящный, вежливый герр Фрейтаг. И кто бы мог подумать, что именно в его руках — все нити конспирации, все связи революционеров в Европе и на границе!

Когда в 1903 году пришлось выбирать — «с кем вы, Йосель Ориолович, с меньшевиками? С большевиками?», он долго не мог ни на что решиться: потеря единства вызывала отторжение. Но в конце концов встал на сторону большевиков: противная сторона слишком много краснобайствовала.

Почувствовав искренний интерес германской полиции к своей скромной персоне, герр Фрейтаг вернулся в Россию и был направлен в Одессу, где стал зваться для простоты и конспирации Иосифом Ароновичем (мало ли Иосифов Ароновичей на улицах славного приморского города?). Вступив в Одесский комитет, Пятница участвовал в организации демонстраций и забастовок 12 октября, вылившихся в бои с полицией и казаками. Ставшая советской детской классикой «Белеет парус одинокий» Катаева как раз об этом времени.

В январе 1906-го — случайный арест и случайное же освобождение через полгода — не узнали!

patnickii-iosif-aronovic.jpg

Дальше он руководил конспиративной работой в Москве, а потом — снова за пределы Империи, снова налаживать связи, узнавать нужных людей, договариваться, создавать узы борцов революции. По воспоминаниям соратников, Пятница был человеком общительным, честным и искренним — это влекло к нему, как магнит.

В конце 1913 года дела потребовали присутствия в России — чувствовалось приближение большой войны. Газеты всего мира исходились на казённый патриотизм...

Иосифа Пятницкого (новая фамилия — по партийному псевдониму) довольно быстро прихватили, опознали, как матёрого противника самодержавия, и выписали ему долговременную путевку на Енисей, откуда он вернулся лишь после Февраля 1917.

Во время Октябрьского переворота, названного позже Великой Октябрьской революцией, попытался продвигать в массы идею образовать в Москве «демократическое правительство из состава всех социалистических партий», что было принято всеми этими партиями довольно прохладно.

Потом была Гражданская война и мир насилия никак не хотел разрушаться до основания. А новый мир строился с огромным трудом.

Тут Партия большевиков нашла Пятнице замечательное применение: возглавить организационные процессы в Исполнительном Комитете Коммунистического Интернационала.

4.png

По сути, Интернационал был одной из самых закрытых, самых тайных спецслужб мира — за счёт своей сетевой структуры, спящих ячеек, многочисленных связей во всех слоях общества — от криминалитета до аристократии. К тому же в его распоряжении были огромные, практически неограниченные фонды, позволявшие помогать, поддерживать, покупать, приостанавливать и ликвидировать людей, партии, движения и даже, при желании, государства.

Первым делом Иосиф Аронович железной рукой навёл порядок в сфере финансов — вольница кончилась для многих, решивших что теперь-то, после «победы Революции» можно пожить красиво!

Удалось это не сразу, и врагов он себе нажил лютых. Всё это аукнется через долгих 15 лет, а тогда, в 1921, не хватало на дела суток и дни летели стрелой! Сколько всего предстояло! Какие возможности открывало надгосударственное единство всех компартий мира!

Коминтерн создавал за границей предприятия, фирмы по отмыву и выводу денег в СССР, что было крайне важно при мировой изоляции страны победившей революции. Агент Коминтерна добывал валюту, бланки документов, оружие, финансировал газеты, партии...

Поначалу Иосиф Аронович сам не раз ездил нелегалом за кордон, всё в тот же Берлин, где глава компартии Германии Эрнст Тельман и его сподвижники обеспечивали надёжное прикрытие. Но в конце концов, товарищ Пятницкий осел в отдельном кабинете здания по адресу Моховая, 6. Он уже был женат, подрастали сыновья. Только интенсивность нагрузок не снижалась – рабочий день обычно начинался в 9:00, а заканчивался, когда заканчивались дела, звонки, переговоры, урегулирования.

3.png

Вершина работы Пятницы по сплочению мирового пролетарского движения пришлась на его пятидесятилетний юбилей. 31 января «Правда» на первой полосе поместила поздравления от товарищей по партии и большую статью Крупской о нём:

«Он был типичным революционером-профессионалом, который всю жизнь, всего себя отдавал партии, жил только ее интересами. Пятница был убежденный большевик, цельный, у которого слово никогда не расходилось с делом, на которого можно было положиться. Таким его считал Ильич»…

А вот потом дела у Коминтерна и у Пятницкого пошли на спад. Крупнейший провал коммунистов в Италии и Германии, где финансовые круги привели к власти фашистов, а коммунисты ушли в подполье. А в Испании рабочее движение возглавили сторонники Троцкого! Не получалось единства у коммунистов, а всё больше — как в басне «Лебедь, рак и щука» — «в одну телегу впрячь не можно»!

То ли из-за этого, то ли из-за несогласия с «генеральной линией партии», а может и потому, что Коминтерн играл в опасные игры по всему миру, тучи над головой старого большевика Пятницкого стали сгущаться. Наверняка прилетело и от «доброжелателей», отсаженных от Коминтерновской кормушки. К тому же жена, Юлия Соколова, была давней подругой опального Тухачевского. Арестовывать Йоселя 27 июля 1937 года приехал сам нарком НКВД Ежов. Следствие велось год и один день. Иосиф Аронович никого не оговорил и мало что подписал. 29 июля 1938 года коминтерновского Пятницы не стало.

В газетах об этом не сообщали. 

P.S.

Молох репрессий сожрал не только Пятницу. В лагере умерла от пневмонии его супруга.

Судьба пощадила лишь сыновей — Игоря и Владимира.

Игоря обвинили в создании троцкистской организации «Дети за отцов!» и дали срок. Реабилитировали в 1956, как и всю семью.

Владимир был в детском доме, во время Великой Отечественной сбежал на фронт, воевал с 1943 года, действовал в тылу врага. За участие в Великой Отечественной войне был награжден орденами Отечественной войны 2 степени, «Красной звезды» и медалью «За отвагу». В 2004 году он опубликовал книгу, посвящённую отцу: «Осип Пятницкий и Коминтерн на весах истории».

Похожие статьи