К этой короткой фразе, по форме больше напоминающей клич уличного зазывалы, сводится суть развязавшейся в Израиле юридической баталии, напрямую связанной с реформой гиюра, против которой непреклонно выступает ортодоксальная еврейская община. Верховный суд Израиля вскоре должен будет принять решение по этому важному вопросу.
В Израиле принявший иудаизм мужчина, прошедший через процедуру ортодоксального гиюра, то есть через действующую государственную систему, имеет право на бесплатное обрезание. Но если же новообращенный выберет альтернативный ортодоксальному путь к иудаизму, ему придется заплатить за болезненную процедуру, являющуюся важнейшей заповедью, а для геров - обязательным условием присоединения к еврейскому народу.
И стоит процедура обрезания недешево.
Теперь же, в свете религиозных реформ, реформистское и консервативное движения страны требуют применения к ним того же порядка, что и к герам-ортодоксам.
Сегодня Верховный суд Израиля, который также выступает в роли Высшего Суда Справедливости, приступает к рассмотрению этого деликатного вопроса, ознакомится с аргументами сторон, и по итогам слушаний вынесет решение.
Ранее в Верховный суд поступила петиция реформистского и консервативного движений иудаизма с требованием положить конец такой дискриминации. Петиция против государства была подана Израильским центром религиозного действия, правозащитной организацией движения за реформы в Израиле, от имени двух конфессий. Они требуют государственного финансирования обрезания всех новообращенных в Израиле — как ортодоксальных, так и нет.
Удаление крайней плоти с полового члена традиционно проводится у еврейских мальчиков в возрасте 8 дней от роду. Процедура эта также строго обязательна для любого мальчика или взрослого мужчины, принимающего в иудаизм, независимо от его первоначального вероисповедания. В Израиле процедура обрезания крайней плоти стоит около 3 тысяч шекелей (930 долларов).
И это последнее хронологически важное событие в споре течений иудаизма, затянувшемся на многие годы в ожидании решения Верховного суда о легитимности реформистских и консервативных гиюров, проведенных в Израиле.
Свое знаковое, историческое решение, признав неортодоксальные гиюры соответствующими положениям Закона о возвращении, который определяет право на репатриацию в Израиль, Высший суд справедливости вынес в марте прошлого года. Этим вердиктом суд фактически разрушил монополию Главного раввината на легитимность гиюров в Израиле.
При рассмотрении дела юристы Израильского центра религиозного действия будут утверждать, что, если реформистский и консервативный гиюры признаются для решения задач Закона о возвращении, принимающие иудаизм через их прохождение должны иметь право на те же льготы, что и те, проходит ортодоксальный гиюр, принятый на государственном уровне. Стоит отметить, что мужчины, которые в частном порядке принимают ортодоксальный иудаизм в Израиле, также должны платить за обрезание.
Государство же будет утверждать, что решение Высшего суда о признании неортодоксальных гиюров в соответствии с Законом о возвращении не имеет отношения к финансированию обрезания. Государство также будет настаивать на том, что обращения в иудаизм, совершенные через государственную систему, которые, в отличие от частных гиюров, также признаются Главным раввинатом с целью заключения брака в Израиле, имеют особый статус и, следовательно, не могут сравниваться с частными гиюрами.
«Прискорбно, что даже после постановления от марта 2021 года, которое требовало от государства признания реформистских и консервативных гиюров в соответствии с Законом о возвращении, государство продолжает проводить свою дискриминационную политику», — заявила адвокат израильского центра религиозных действий Николь Маор.
«Эта вопиющая дискриминация, которая требует, чтобы новообращенные реформисты и консерваторы платили из своего кармана тысячи шекелей за ритуал, символизирующий их присоединение к еврейскому народу, в то время как геры-ортодоксы получают на это деньги от государства, должна быть немедленно прекращена», - говорит она.
Движения реформистского и консервативного иудаизма проводят в в Израиле в среднем около 300 гиюров в год. Подавляющее большинство новообращенных — около 90 процентов — имеют право на получение гражданства в соответствии с Законом о возвращении. В соответствии с Законом о возвращении человеку достаточно иметь одного еврейского дедушку и бабушку, чтобы получить израильское гражданство. Так что большинство из этих новообращенных уже имеют гражданство.
При этом мужчины составляют лишь незначительное меньшинство из новообращенных— около 25 человек. Таким образом, устранение дискриминации в финансировании обрезания не будет стоить государству огромных денег, утверждают истцы.
Израильский центр религиозного действия впервые обратился в суд в 2009 году с требованием государственного финансирования обрезания консервативных и реформистских геров. Несколько месяцев спустя государство и движения согласились приостановить рассмотрение дела до тех пор, пока Высший суд не вынесет решение о признании таких гиюров соответствующими Закону о возвращении.
Постановление суда от марта 2021 года было направлено на то, чтобы новообращенные в Израиле неортодоксальными конфессиями, пользовались тем же правом на гражданство, что и евреи по рождению. Евреи по выбору, обращенные за пределами Израиля, независимо от их вероисповедания, уже пользовались этим правом благодаря предыдущему решению суда.
Стоит отметить, что мартовский вердикт Верховного суда Израиля о признании реформистского и консервативного гиюров в прошлом году вызвал противоречивые отклики в политических и религиозных кругах.
«Это исторический день», — сказала тогда Рекефет Гинзбург, глава консервативно-масортистского движения в Израиле.
«Есть несколько способов стать евреем в Государстве Израиль. И мы снова вынуждены отстаивать свои права в суде вместо того, чтобы вести диалог», — добавила она.
Главный раввин сефардов Ицхак Йосеф резко раскритиковал это решение и призвал законодателей отменить его в законодательном порядке. Он назвал процесс гиюров в реформистском и консервативном иудаизме «подделкой», которая способна сильно «разбавить» еврейский народ «тысячами неевреев».
Судья Эстер Хают вынесла знаковое решение
Лидер ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери пообещал бороться с этим постановлением суда, поскольку «в Государстве Израиль должно признаваться обращение в иудаизм только по Галахе».
Религиозно-сионистская партия назвала вердикт «опасным», а в «Ликуде» заявили, что постановление суда «ставит под угрозу Закон о возвращении, который является основополагающим столпом Израиля как еврейского и демократического государства».
А вот лидер левоцентристской партии «Еш Атид» Яир Лапид приветствовал это решение и призвал к взаимному уважению различные конфессии иудаизма. «Разумное правительство положит конец ситуации, в которой Израиль является единственной демократией в мире, в которой для евреев нет свободы вероисповедания», — заявил Лапид. Почти в тех же словах решение приветствовала экс-лидер МЕРЕЦ Тамар Зандберг.
Председатель «Исраэль Бейтейну» Авигдор Либерман также год назад поддержал решение Верховного суда и пообещал «продолжать борьбу против религиозной диктатуры».
Лидер «Аводы» Мерав Михаэли также похвалила решение суда, повторив, что ее партия «продолжит борьбу за плюралистическое и эгалитарное общество, признающее все течения иудаизма».
Перевод с Haaretz Виктора Балагулина.