|
Мария Якубович
Мария Якубович

Когда евреи были грабителями и пиратами: Экскурс в 18 в. раскрывает страшные тайны

Когда евреи были грабителями и пиратами: Экскурс в 18 в. раскрывает страшные тайны
Евреи-старьевщики в Великобритании. 1785 г.

До того, как евреи двинулись в эпоху Просвещения, многие из них в Европе вели преступную жизнь и исповедовали сексуальную вседозволенность, осознав, что в жизни есть нечто большее, чем сидеть дома и учиться.

В ночь на 11 июня 1771 года девять грабителей, вооруженных ножами и ружьями, ворвались на ферму вдовы Хатчинс в деревеньке Челси недалеко от Лондона. В суде Олд-Бейли она свидетельствовала, что услышала лай собаки и попыталась позвать служанок, чтобы они посмотрели, что не так, пишет Haaretz.

«Вскоре я услышала шум и побежала посмотреть, в чем дело, и нашла свою служанку Мэри Ходжкин без чепца, и какие-то мужчины обращались с нею крайне плохо. Я полагаю, что первого звали Леви Вайль... другого — Хайхэм Лазарус; мой страх был чрезвычайно велик. Один из них сказал перерезать ей горло; другой возразил: “Биш, если ты не сдержишь свой язык, я тебе горло перережу”. Они забрали ее кошелек и часы, убили одного из слуг и скрылись».

1638221593 (1).jpg
Ограбление 1771 г. в Челси под Лондоном

Какое отношение это ограбление, описанное в исследовании профессора Шмуэля Файнера из Бар-Иланского университета, имеет к еврейской истории? Самое прямое.

«Все грабители были евреями — и они принадлежали к «растущей волне еврейской преступности», говорит Файнер.

На следующий день эти грабители продали украденное другому еврею, который, как и многие его соплеменники того времени, зарабатывал на жизнь покупкой и продажей краденого. Правительство предложило вознаграждение за информацию, ведущую к поимке грабителей, и еврейские общины, как ашкеназские, так и сефардские, также сделали это, чтобы поймать своих единоверцев, которые навлекли такой позор на общество. В конце концов преступников «сдал» именно еврей.

На суде выяснилось, что главарями банды были братья Ашер и Леви Вайли. Они и двое других были приговорены к смертной казни через повешение. Четверо мужчин у подножия виселицы вознесли еврейскую молитву.

Как этот случай помогает нам понять еврейский мир в XVIII веке?

«Сегодня люди открывают уже не историю, которая восхваляет еврейство, а историю критическую и полную. Евреи были людьми, а не просто только и делали, что учили Талмуд, — говорит Файнер, объясняя, как еврейские преступники «проникли» в его исследования XVIII века. Недавно был опубликован второй том этой работы «Новый век, европейское еврейство восемнадцатого века, 1750–1800».

Файнер описывает XVIII век как первое столетие наступившего для евреев модерна, как время, полное нововведений, борьбы и меняющихся ценностей по мере преобразования мира. Этот период можно рассматривать как горнило современного еврейского мира, говорит Файнер.

1638221593 (2).jpg
Отправка каторжников из Британии в Австралию. Конец 18 в.

Примеры перемен включают и хасидское движение против Гаскалы — еврейского Просвещения, и мистицизм Шабтая Цви против раввинской гегемонии, эмансипации, интеграции и секуляризации. А истории еврейских преступников могут рассказать о сложности еврейского общества в начале современной эпохи, глубине социальных и культурных пропастей и «контрастах между утонченным образом жизни и грубым и жестоким преступным миром», — говорит Файнер.

По сообщениям газет того периода, ограбление вдовы из Челси укрепило образ евреев как закоренелых преступников. «В течение многих лет это было предлогом для массовых притеснений, — говорит Файнер. — Фраза «Иди в Челси!» стала обычной насмешкой над евреями или даже сигналом к нападению.

Лидеры еврейской общины пытались отмежеваться от членов, нарушивших закон. «Они видели в них пятно, отклонение, которое не представляло их всех, но отмежевание еврейских лидеров от своих братьев-грабителей не ослабило враждебности», — говорит Файнер.

По словам Файнера, этот случай также проверяет пределы еврейской солидарности с проблемными членами общины. Даже больше: это показывает, как далеко зашел «еврейский индивидуализм».

Еврейские грабители из Лондона были не уникальны. В 1763 году банда еврейских разбойников напала на мельницу в польской деревне, убила семь человек и подожгла мельницу. В Нидерландах еврейская семья, Якоб Мойзес и его жена, сын и дочери, была описана как активная банда. В Бельгии Дина Якобс принадлежала к преступному клану и в своих показаниях в 1797 году указала пальцем на десятки членов «еврейской банды», врывавшейся в фермы и дома.

В книге на основе судебных документов 1758 года исследовано это явление в Германии: еврейские воры и убийцы, еврейские разбойничьи шайки.

Список включает около 300 преступников-евреев, действовавших в Германии середины XVIII века. Большинство из них были семейными людьми, некоторым из них было по 70 лет, и у каждого была своя «специализация». Мы узнаём о воре Мойше, взломщике домов Менделе, щипаче часов из карманов Йоне, грабителе почты Шмуэле и грабителе бакалейной лавки Йоэле. Есть еще Шимон, которого подозревают в хранении украденных денег.

Как эти евреи оказались в криминальном мире? «Из-за законов, которые ограничивали их способность выживать и зарабатывать на жизнь; евреи из низших классов вели бродяжническую жизнь нищих и преступников, — говорит Файнер. — И без них невозможно написать общую историю XVIII века».

966190821.jpg
Продажа рабов с аукциона

Кроме того, Файнер объясняет: «Их вера в то, что весь мир принадлежит евреям в силу божественного выбора семени Авраама, оправдывает воровство у язычников, поэтому неудивительно, что только христиане становятся жертвами их преступлений».

В исследовании Файнера также можно найти и сексуальные преступления, в том числе не только среди низшего слоя. В 1770 году знаток Торы вступил в половую связь со своей квартирной хозяйкой, а позже женился на ее дочери. Файнер цитирует рассуждения одного раввина по этому вопросу. «Количество случаев, когда он приходил к ней, невозможно сосчитать», — возмущенно писал раввин, добавляя, что «прилежный ученый», который «потерпел неудачу с замужней женщиной», должен был раскрыть мужу женщины, что его жена «блудодействовала». Но, как выразился Файнер, «нет необходимости говорить, что было немыслимо открыть молодой женщине, на которой он только что женился, что ее муж долгое время был любовником ее матери».

4151975487.jpgШмуэль Файнер

В другой главе книги рассказывается о евреях, эмигрировавших в Америку из Европы в поисках богатства и счастья. Некоторые из них быстро забыли свою прежнюю жизнь преследуемого меньшинства, как, например, Меир Бен-Йосеф, эмигрировавший из Германии. Файнер цитирует письмо на идиш, которое Бен-Йосеф отправил из Пенсильвании своему другу в 1762 году. Он делится своими повседневными заботами: «Возможно, я выгодно перепродам свою черную рабыню.... Я не хочу продавать ее меньше, чем за 110 фунтов... поэтому, если придет лодка с неграми... пожалуйста, дайте мне знать, потому что я не могу обойтись без служанки». Он жалуется: «рабыня, которая у меня сейчас... пьяна весь день. А во-вторых, она противная, так что моя жена ничего не может ей сказать. Она ее боится».

67-летний Файнер возглавляет Историческое общество Израиля. Его предыдущие книги исследовали Гаскалу и корни секуляризации. «Проводимое в Израиле различие между еврейской и всемирной историей совершенно искусственное, — говорит он. — Между ними есть интеграция, это объединенная история, евреи – часть истории. Это солдаты, торговцы, преступники».

й
Похожие статьи