|
Яаков Кац
Яаков Кац

Как ВВС Израиля используют превосходство в воздухе в качестве моста к региональной стабильности

Как ВВС Израиля используют превосходство в воздухе в качестве моста к региональной стабильности
Фото: Jerusalem Post

Срок полномочий главнокомандующего израильскими ВВС Амикама Норкина отличается темпами и интенсивностью операций.

В ночь на воскресенье на окраине Дамаска прогремел взрыв. Сообщается, что два иранских офицера были убиты, а на фотографиях с места происшествия видно здание, превращенное в руины, и сгоревший пикап. Что это была за цель, никто не раскрыл. Кто за этим стоял, тоже никто не сказал.

Наиболее вероятным подозреваемым объектом иранцы объявили Израиль, который за последние несколько лет осуществил сотни атак на иранские цели в Сирии. Израиль, конечно, не подтвердил свою причастность, но одно можно сказать наверняка: генерал-майор Амикам Норкин, командующий ВВС Израиля, всегда был на своем командном пункте, наблюдая, как его пилоты выполняли успешные миссии.

55-летний Норкин уйдет в отставку через несколько недель, закончив почти пятилетний срок в качестве командующего ВВС Израиля, который часто называют страховым полисом еврейского государства. В 1985 году он окончил престижные курсы пилотов IAF, став одним из самых молодых пилотов F-15 в мире и одним из первых командиров эскадрильи, когда первый F-16i «Суфа» прибыл в Израиль. Норкин продолжал командовать базами и возглавлять Оперативное управление ВВС, курируя, например, бомбардировку сирийского ядерного реактора в 2007 году.

Но чем действительно выделяется карьера Норкина, так это интенсивностью его пребывания в должности. Он не первый командующий ВВС, который применяет силу и наблюдает за боевыми действиями, до него были и другие, кто командовал войнами на нескольких фронтах, но интенсивность последних пяти лет была чем-то, чего раньше в Израиле не видели.

Почти каждую неделю, а иногда и более одного раза, израильские пилоты пересекают границы и летают по всему региону для сбора разведывательных данных и, как это могло произойти в воскресенье под Дамаском, для бомбардировок. Это часть так называемой «войны между войнами», широко известной под ивритской аббревиатурой МАБАМ.

86201.jpg

Вот лишь одна статистика, иллюстрирующая интенсивность миссий ВВС: до 2015 года по израильским самолетам с сирийской территории было выпущено всего пять ракет класса «земля-воздух». С тех пор их было более 1200.

Интенсивность представляет собой смесь почти всего: различные российские системы, используемые сирийскими военными, а также новые иранские системы, развернутые там около года назад, что является верным признаком того, что проблема только растет.

Некоторые из них представляют собой мелкомасштабные удары по одиночным целям. Другие крупнее, громче и опаснее. В каждом случае Норкин находится в подземном командном центре ВВС США, наблюдая за операцией и следя за тем, чтобы пилоты благополучно вернулись домой.

Помимо операций, Норкин изменил структуру IAF. База Хацор – когда-то «лежбище» F-16 и беспилотных летательных аппаратов – теперь предназначена исключительно для БПЛА и противовоздушной обороны. F-16 перебрались на базу на севере.

Идея состоит в том, чтобы сконцентрировать возможности и улучшить их, удерживая силы более сосредоточенными на миссиях, чтобы попытаться сделать их более эффективными. Дроны будут действовать из Хацора, как и новый командный центр противоракетной обороны – единое место, которое следит за всеми израильскими системами, защищающими страну от вражеских ракет: «Железный купол», «Праща Давида» и «Стрела».

То же самое произошло и со спецназом IAF. Три элитных отряда коммандос, которые действуют в составе ВВС, – отряд «Шальдаг», поисково-спасательный отряд 669 и небольшой отряд, специализирующийся на помощи транспортным самолетам «Геркулес» на импровизированных взлетно-посадочных полосах в тылу врага, ранее были независимыми друг от друга. Норкин изменил это, объединив их в специальное крыло ВВС. Идея заключалась в том, чтобы гарантировать, что все подразделения сохранят стандарт IAF и будут сосредоточены на своей основной миссии и цели обеспечения превосходства Израиля в воздухе.

Одним из ярких примеров является «Шальдаг». Команды из элитного подразделения коммандос на протяжении многих лет участвовали в десятках операций, не связанных с ВВС, в том числе, например, около двух десятков миссий во время Второй ливанской войны в 2006 году. В то время как у Норкина нет проблем с передачей задач на аутсорсинг, он хочет, чтобы они были более сфокусированными.

Одним из моментов, где Норкин оставил неизгладимый след, стало расширение связей ВВС с другими военно-воздушными силами по всему миру. Примером могут служить недавние воздушные учения «Голубой флаг», проводившиеся раз в два года в Израиле в октябре. В учениях приняли участие более 1500 человек, в ходе учений в страну прибыли самолеты из Индии, США, Италии, Великобритании, Греции и Франции.

Это был первый случай с момента основания государства, когда британская истребительная эскадрилья была развернута в Израиле, а также первый раз, когда Индия направила в Израиль истребительную эскадрилью Mirage. Изюминкой стало прибытие командующего ВВС ОАЭ генерал-майора Ибрагима Насера Мохаммеда аль-Алави, наблюдавшего за учениями. Месяц спустя Норкин вылетел в Дубай и встретился с Алави, а также с высокопоставленным командующим ВВС Иордании.

Норкин считает, что превосходство в воздухе – это мост к региональной стабильности. Первая производная – совместные тренировки на учениях, таких как «Голубой флаг», которые пользовались таким большим спросом, что ВВС пришлось отказывать некоторым странам, поскольку узкое небо Израиля просто не могло вместить такое количество самолетов.

Вторая производная заключается в том, что эти возможности способствуют сближению военно-воздушных сил, что помогает Израилю повысить легитимность своих операций. Когда эти командиры приезжают и тренируются вместе с IAF, они получают представление о том, как работает IAF. Уже одно это помогает лучше понять ситуацию, когда Израиль в следующий раз начнет операцию против ХАМАСа в Газе или нанесет удар по таинственной иранской цели в Сирии.

Примером этого можно считать ноябрь 2019 года, когда ВВС нанесли внезапный удар по высокопоставленному командиру «Исламского джихада» в Газе, после чего боевые действия продолжались несколько дней. Некоторые командиры иностранных ВВС оказались в Израиле на учениях, поэтому, когда они вышли из своего отеля в Тель-Авиве и увидели летящие по небу перехватчики «Железный купол», они подумали, что это часть учений. И никто не покинул страну, несмотря на непрекращающиеся столкновения.

В регионе возможности еще предстоит проверить. Хотя Израиль все еще далек от того дня, когда его пилоты начнут совместные операции с эмиратскими или бахрейнскими пилотами, альянс между странами создает большую маневренность и гибкость для Израиля, поскольку он сталкивается с большими угрозами своей свободе действий в воздухе.

И угрозы растут. Системы ПВО распространяются по всему региону, предпринимаются постоянные попытки сбить самолеты ВВС. БПЛА перелетают через границу в Израиль из Сирии, Газы и других стран. Это требует, чтобы ВВС постоянно адаптировали и совершенствовали свою тактику и технологии, что они и сделали, инициировав, например, разработку радиолокационных систем, которые могут обнаруживать даже небольшие беспилотники.

Ситуация в Сирии деликатна и беспокоит Норкина и его пилотов. Если Израиль потеряет способность координировать операции в Сирии с помощью того, что ВВС называют «механизмом безопасности», тогда он столкнется с проблемой стратегического масштаба. Иран сможет воспользоваться приостановкой действий Израиля, чтобы перебросить больше оружия в Сирию и Ливан, а у ВВС будут связаны руки.

В конечном счете решение о дальнейших действиях остается за политическим эшелоном, но Норкин ясно изложил свою позицию и позицию своих пилотов тем, кому это необходимо знать: Израиль должен сохранить способность действовать в Сирии.

За последние несколько недель Норкин колесил по стране, прощаясь с базами, ставшими вехами в его долгой летной карьере. Это были беспокойные пять лет для Норкина, и он заслужил передышку.

Из моментов его пребывания в должности, выделяется один, когда он летел над Кнессетом на базовом F-15 вместе с истребителем «Еврофайтер», раскрашенным флагами Израиля и Германии и пилотируемым командующим Люфтваффе генерал-лейтенантом Инго Герхарцем. Это был эмоциональный момент, и он показал, что даже среди ежедневных сражений нельзя забыть историю.

«Звук наших крыльев истории слышен в небе над столицей Израиля, – сказал Норкин по внутренней системе связи военно-воздушных сил, когда они с Герхарцем летели над Кнессетом. – Помня о темном прошлом, мы смотрим в обнадеживающее будущее, сохраняя при этом глубокую приверженность свободе Израиля».

Перевод с The Jerusalem Post Марии Якубович

Похожие статьи