|
Ханан Гринвуд

Когда снег слепит глаза. Как несет службу спецназ альпинистов ЦАХАЛа

Когда снег слепит глаза. Как несет службу спецназ альпинистов ЦАХАЛа
Фото: Министерство обороны Израиля

Израиль – жаркая страна. Но гора Хермон на границе Ливана и Сирии в зимние месяцы покрыта снегом, и ветеранам элитных подразделений «Голани» приходится тренироваться в условиях, с которыми сталкивались немногие израильтяне.

На закатном Хермоне температура около -5ºС, идет снег – холодно, но это не проблема для 22 боевых лыжников в белых комбинезонах с винтовками и ледорубами. Самая высокая точка – смотровая площадка «Дувдеван» – ночью используется для учений.

Альпинистское подразделение ЦАХАЛа – один из элитных спецназов Израиля, сформированный в 1974 году по итогам анализа Войны Судного дня, и предназначенный для ведения боевых действий в непростых зимних условиях.

Ветераны рассказывают, что зима тогда была особенно суровой, и первой задачей для 60 бойцов под командой майора Амирама Левина оказалось занять вершину Хермона. Бой с сирийскими коммандос закончился 12 убитыми с той стороны, но и 30 ранеными израильтянами.

С тех пор отряд тренируется с декабря, когда выпадает первый снег, до апреля.

Подразделение состоит из резервистов, в основном ветеранов разведки. Они тренируются в условиях, о существовании которых израильтяне и не подозревают, часами строя ледяные пещеры, прокладывая тропы в глубоком снегу и нападая на «цели».

Нас приветствует командир роты, 38-летний капитан запаса Амир Шукрон, в гражданской жизни – работник сферы инвестиций и стартапов. Он полностью одет в белое: белый шлем, белые снежные очки и выкрашенный в белый цвет пистолет, выглядящий как что-то из триллера.

«Извините, что опоздал. Делегация ООН только что была здесь с визитом, и я взял непальского полковника на экскурсию по горе. Мы планируем совместные учения на этой неделе», — говорит Шукрон.

Штаб-сержант запаса Йонатан Менахем, 36 лет, исследователь информационной безопасности, уже 15 лет ежегодно проводит три недели на боевом дежурстве на Хермоне. «Я здесь, потому что тут моя команда», – говорит он.

Белый снежный покров выглядит гладким и безопасным, но достигает в глубину метра.

«Держитесь подальше от камней, – рекомендует Шукрон, – Днём они накапливают тепло, а снег вокруг них тает. Ночью всё это превращается в лёд, а утром, растаяв, образует скрытые провалы».

shukron-aim.jpg

Майор Амир Шукрон

«Я проходил срочную службу в разведподразделении бригады «Голани», — говорит он, пока мы идем, – в 2004 году мы проводили операцию в районе Шуджайя в Газе, чтобы найти туннель оттуда к кибуцу Нахаль Оз. Нас атаковали. Старший сержант Надав Кудински и его собака Диабло были убиты на месте. Меня ранили - разорвало сетчатку глаза, было сломано несколько зубов, из меня извлекли осколки. Из-за ранений мой медицинский профиль понизили, но я боролся за то, чтобы вернуться, и в итоге несу теперь службу в запасе в качестве альпиниста. И так уже 17 лет».

Солдаты отрабатывают в тренировочном лагере снайперскую стрельбу, проводя день в снегу, строя ледяные пещеры, и готовятся к ночным операциям. В нескольких сотнях метров от туристов-лыжников, стекающихся на гору в снежный день, воины-тени охраняют северную границу Израиля.

В отряд входит несколько сотен солдат. Это единственная резервная сила, призывающаяся каждый год без исключения. Стандартная подготовка членов подразделения занимает семь лет. Характер их действий требует всесторонней подготовки: от наступления в горах до пребывания в засаде в ледяной пещере в течение 72 часов.

«Это сложная задача, – говорит 27-летний майор запаса Алон Стэнхилл. Он живет в Ариэле и учится на степень бакалавра гражданского строительства, – планируешь тренировку, сообщаешь членам подразделения дату за три месяца до ее начала, и в итоге на этой неделе либо нет снега, либо блокировка из-за COVID».

«Это длинный, сизифов путь обучения, – добавляет 28-летний майор в отставке Офек Азулай из кибуца Хагошрим, в гражданской жизни изучающий управление бизнесом в колледже Тель-Хай, – меня уволили из разведки «Голани» четыре года назад, и с тех пор я провел бесчисленное количество тренировочных занятий по снегу. Бывают дни, когда температура опускается до -10°C, и нужно знать, как действовать».

lpinists.jpg

Мы входим в небольшую палатку, где нас встречают чашкой горячего чая, который мгновенно становится холодным. 21-летний сержант Эйтан Смолаш из Кирьят-Бялика говорит: «Когда три дня пьешь только талый снег, в нем не хватает минералов и соли. Поэтому мы добавляем треть чайной ложки соли на каждый литр».

21-летний сержант Йоав Аттиас из Яффо рассказывает, что он, как сын заместителя командира бригады «Голани» генерал-майора в отставке Илана Аттиаса, не видел другого пути: «Из школьного выпуска в 250 человек, может быть, 20 отправились в боевые части. Когда я сказал друзьям, что иду служить в разведку «Голани», они решили, что я сошел с ума. Но для нас это семейная история - вопрос воспитания».

Командир группы – 24-летний лейтенант Юваль Бен-Ави, житель Сде Авраам в западном Негеве, улыбается: «Впервые я увидел снег здесь».

Несколько недель назад «Хезболла» опубликовала фотографии и видео своего специального подразделения, проходящего снежную подготовку в Иране.

Альпинисты ЦАХАЛа не обеспокоены, но указывают на эти кадры как на еще одно доказательство угрозы с севера.

«Мы не пренебрегаем потенциальным противником, отдаем ему должное за опыт боев в Сирии, – говорит Шукрон, - но ни у кого не должно быть никаких сомнений – именно мы выиграем этот бой.

Наша главная задача – держать все в тайне, помешать любой ячейке «Хезболлы», которая наберется храбрости и устроит эффектную акцию против одного из наших аванпостов или в туристическом месте. Мы проводим множество тренировочных операций, публичных и секретных, чтобы предотвратить подобный инцидент. И поэтому готовы к любому сценарию – и летом, и зимой, в снегу».

Перевод с Israel Hayom Марии Якубович

Похожие статьи