В рамках проекта еврейского наследия в Измире, Турция, девять исторических синагог будут вновь открыты как музеи, сообщает Аrkeonews со ссылкой на Управление культуры и туризма провинции Измир.
Построенные евреями-сефардами, иммигрировавшими из Испании в Анатолию, девять синагог в квартале Кемералты эгейской провинции Измир вскоре примут посетителей как «музеи под открытым небом».
С июня посетители старого базара Кемералты могут ощутить вкус жизни, какой она была, когда этот оживленный район на побережье Эгейского моря Турции был домом для 30 000 евреев.
Измир — один из многих турецких городов, в которых с течением времени проживали представители множества культур и религий. Текстура Измира до сих пор демонстрирует признаки редкого исторического разнообразия — здесь проживали евреи, греки, армяне, турки и другие народы.
Евреи внесли свой вклад в культурную структуру Измира. При поддержке Османской империи, которая приняла евреев, спасавшихся от инквизиции, евреи прибыли из Испании и Португалии в 1492 году и поселились на анатолийских землях. В Измире, где находятся руины синагоги, относящиеся к древним временам, эта еврейская община вновь сыграла важную роль в формировании мультикультурной идентичности города, построив здесь новые синагоги для своих богослужений.
Сообщается, что за всю историю города еврейский народ построил в Измире 34 синагоги, девять из которых находятся в квартале Кемералты. Эти синагоги вскоре станут культурными центрами и будут принимать посетителей после консервационных и реставрационных работ. Среди них — синагоги Бикур Холим, Бет Гилель, Портекиз, Эц Хаим, Хевра, Шалом, Альгази, Форастерос и Синьора.
В то время как некоторые из этих синагог оставались открытыми для богослужений непрерывно в течение 300-400 лет, другие пришли в негодность из-за землетрясений, пожаров и запущенности. Чтобы исправить ситуацию, еврейская община Измира взялась за защиту мест отправления иудейского культа. Сохранение и реставрация проводятся в рамках проекта «Измирское еврейское наследие», который осуществляется в сотрудничестве с местными органами власти, национальными и международными организациями, а также различными неправительственными организациями (НПО).
Шесть из девяти реставрируемых синагог сгруппированы «практически стена к стене» вокруг двора. Также ведутся работы по восстановлению бывшей резиденции главного раввина города и здания, в котором когда-то располагалась кошерная винодельня.
Здание синагоги Бикур Холим было подарено Саломоном де Сиавесом, голландским иммигрантом португальского происхождения из Измира, в 1724 году. Де Сиавес также позаботился о том, чтобы были куплены все книги и священные предметы, необходимые для синагоги. Он пожертвовал несколько соседних домов и лавок синагоге для получения дохода. Подвал этой синагоги использовался как больница во время одной из частых эпидемий, случавшихся в городе. Поэтому с тех пор синагога стала называться «Бикур Холим», что означает «посещение пациентов».
Синагога Бет Гилель была основана семьей Палачи. Раввин Хаим Палачи и его сын раввин Авраам Палачи были крупнейшими еврейскими книжниками своего времени. Говорят, что их слава пересекла границы Турции, и даже еврейские религиозные деятели из Европы приезжали в Измир, чтобы посоветоваться с этими двумя раввинами. Султан Абдул-Меджид наградил раввина Хаима Палачи орденом. После реставрации столичным муниципалитетом Измира синагога была открыта для посетителей как Мемориальный дом Хаима Палачи.
Портекизская (португальская) синагога своим названием отражает регион, откуда иммигрировали ее основатели. Синагога использовалась как центр теми, кто был настроен против сефардского еврейского мистика и раввина Саббатая Цви. Но затем Саббатай Цви и его сторонники ворвались в синагогу, изгнали раввинов и стали использовать ее в своих целях. Синагога также пострадала во время пожара в 1976 году.
Самая старая из отреставрированных синагог, Эц Хаим, датируется 1600-ми годами. За свою историю синагога пережила множество пожаров и землетрясений. После повреждения в результате пожара в 1841 году филантроп Даниэль Де Сиди отремонтировал здание в 1851 году.
Синагога Хевра также известна как синагога Талмуд Тора. Эта синагога также несколько раз сильно пострадала и была восстановлена. Хотя она была реконструирована братьями Челеби и Менахемом Хаджесом после пожара в сентябре 1838 года, в 1841 году она снова сгорела во время другого пожара.
Синагога Шалом, также известная как Эль-Каль-де-ла-Тромба, была предназначена для евреев, прибывших из Айдына в 1930-х годах. Здание стало называться Айдынлылар Хаврасы (Синагога выходцев из Айдына). Одна из наиболее аутентичных синагог в Измире, она украшена украшениями, называемыми «калем иши». При оформлении синагоги евреи вдохновлялись османскими галеонами, привезенными из Испании в 15 веке.
Синагога Альгази была построена по заказу Исхака Альгази из семьи Альгази, воспитавшей в свое время важных религиозных ученых. После синагоги Бет Исраэль это крупнейшее еврейское место отправления культа в Измире. Синагога, также известная как Альгазе, отличается от других тем, что в ней нет специального места для женщин, известного как «азара».
Считается, что синагога Форастерос, что буквально означает «иностранцы», была основана евреями, иммигрировавшими в Измир с островов Эгейского моря, Греции и различных европейских стран, но дата ее постройки неизвестна. Согласно другим данным, синагога была построена в 17 веке иностранными торговцами (Лос Франкос). Синагога, которая, как считалось, была полностью разрушена и восстановлена во время землетрясения 1688 года, была снова отремонтирована после 1841 года, после нескольких вспышек пожара.
Согласно распространенному мнению, синагога Синьора была построена на пожертвования Доньи Грации Наси, известной под своим прозвищем Ла Сеньора. Она занимала важное положение в Османской империи и фактически руководила сефардским сообществом. Несколько раз горевшее в 16 и 17 веках здание было полностью уничтожено пожаром 1841 года и было восстановлено на средства Моиза Бенгиата Йерушалми.
В 2004 году Всемирный фонд памятников добавил «Центральные синагоги Измира» в свой список памятников мира, назвав их «беспрецедентным свидетельством богатого еврейского наследия города».
Источник: sedmitza.ru