Секреты Песаха – гематрии и акронимы

Секреты Песаха – гематрии и акронимы
Фото: silatehilim.com

Ниже наши читатели могут узнать о терминах и выражениях, относящихся к празднику Песах, скрытый смысл которых может быть расшифрован с помощью древнего искусства гематрии.

«Кимха де-Писха»

Одна из главных мицвот перед праздником Песах – сделать пожертвование – «Кимха де-Писха» (мука на Песах) – קמחא דפסחא. Это выражение состоит из 2-х слов – «кемах» (мука) и «Песах». Удивительно, что гематрия обоих слов = 148, что является гематрией слова «Нецах» (вечность).

Хамец – слова «хамец» и «мецах» (лоб) – состоят из одних и тех же букв, что указывает на «азут мецах» – твердолобость, наглость и нахальство – качества, не совместимые с иудаизмом.

Круглая маца – когда к Аврааму пришли на третий день ангелы, он попросил Сару замесить тесто и сделать «угот». Хазаль объясняют, что слово «угот» происходит в данном случае от слова «агулот» (круглые). В поколении Авраама идолопоклоники делали хлеб многоугольной формы, чтобы каждому идолу досталась отдельная часть хлеба. Но Авраам разрушил их традицию, связывая круг с бесконечным Светом Вс-вышнего, приходящего свыше и не имеющего ни начала, ни конца.

Харосет

Учат Мекубалим, что слово харосет – состоит из двух слов – חס «хас» (жалеет, проявляет милосердие) и רות – Рут.

Интересно, что у горских евреев слово «харосет» – произносится: «хасерут» – где четко прослеживается это разделение слов.

На кеаре «харосет» соответствует «Нецах» (вечности) – а Рут, в заслугу своей скромности и праведности – символ вечности дома Давида до прихода Машиаха – ее потомка.

Марор – гематрия слова «марор» (горькая трава) – равна гематрии слова «мавет» (смерть) = 446.

Если человек отталкивает от себя горечь испытаний, то к нему придут новые беды, потому что их задача испытать человека, насколько он доверяет Б-гу.

Тайна «марор» – в его прожевывании – когда мы чувствуем горечь и продолжаем жевать – мы преодолеваем препятствия. Для пережевывания пищи даны 32 зуба, которые равны 32-м путям Торы «нетивот хохма».

Корех – после того, как человек преодолел все испытания, ему помогают полностью очиститься и открывают сокровищницу духовных знаний.

Слово «корех» состоит из «ко» и «рех» (рах – мягкий). Гематрия «ко» = 26, гематрия «рах» = 220, что равно гематрии слова «таор» – ритуально чистый.

«Урхац» – в кабале выражение «омой руки» связано с выражением «ба ана рахиц» – что на арамейском значит: «на Него уповаю».

Хлеб бедности

Маца называется в Торе хлебом бедности. Перед тем, как есть хлеб, говорят браху: «амоци лехем мин аарец».

Если от гематрии «эрец» (земля) – 291, отнять «лехем» (хлеб) – 78, то получится 213.

Это же число мы получим, если сложить «лехем» (78) и «маца» (135) = 213.

В Египте Йосеф запечатал букву «ה» и это привело к тому, что «лахма» (хлеб), связанный с символом рождения сыновей у наших праматерей, стала «анья» (бедный) в галуте.

Но Ашем вызволил Свой народ по Милости Своей с помощью Имени из 72-х слов (216 букв), что по гематрии = «лахма анья».   

«Яйцо» и «двойное обмакивание» – мы едим яйцо – в знак скорби.

Рама учил, что скрытый смысл этого обычая в том, что ночь 9-го Ава определяется в ночь Песаха. Что день недели первого дня Песаха – всегда совпадает с днем недели 9 Ава.

В начале пасхального седера мы обмакиваем карпас в соленую воду – мера за меру – мы еще несем наказание за «и обмакнули его рубашку в кровь» – (братья Йосефа); затем обмакиваем «марор» в «харосет» – подсластить горечь и выйти из галута.

«Сидели, облокотившись, в Бней Бараке…»

Как Рабби Акива, будучи учеником Рабби Элиэзера, мог сидеть в присутствии (учителя), облокотившись?

Зоар а-Кадош учит, что душа Рабби Акивы была в Египте во время Исхода – более того, она была частью души Фараона. Фараон властвовал над Египтом именно из-за великой души Рабби Акивы. Эта сила проявилась и после того, как Рабби Акива совершил тшуву. Поэтому Рабби Элиэзер разрешил ему сидеть облокотившись.                                                   

«Рабби Эльазар бен Азарья сказал: «хоть я и выгляжу 70-летним»…

В то время Рабби Эльазару было всего 18 лет, как же он сказал такое о себе?

Рабби Эльазар был гильгулем души Шмуэля а-Нави, который прожил 52 года. Если прибавить его 18 к 52, то мы получим 70 лет.

Афикоман – залог исцеления души = 287, что равна гематрии слова «рофе» (врач);

Цафун – Тора утверждает, что Б-г создал Таниним гедолим. Существует много дискуссий об этих загадочных существах.

Мудрецы говорят, что они на самом деле относятся к двум великим монстрам или драконам (см. Раши в Берешит 1:21). Бог создал пару из них, мужскую и женскую, но они были настолько ужасны, что Он сразу же убил одну, чтобы не размножались. Оставшийся Левиафан скрыт, возможно, бродит по глубоким морям.

Таниним соответствуют Цафуну, потреблению афикомана. Скрытая половина мацы наконец раскрывается и съедается, чтобы закончить трапезу. Это намекает на трапезу в конце дней, так называемую «трапезу Левиафана», где праведники присоединятся к Машиаху, чтобы отведать мясо Левиафана.

Кеара (пасхальное блюдо) – отмена судов – буквы слова «кеара» стоят перед буквами слова «шофар» – по кабале – это значит, что пасхальное блюдо с мацой отменяет потребность в шофаре в Рош а-Шана. (Бен Иш Хай)

Ахнасат орхим – принимать гостей в Песах очень важно – эта заповедь способствует излечению от бедности.

Буквы «мем цадик» из слова «маца» = 130, что равно гематрии слова «ани» (бедный) – 131 с колелем. (Рабейну Хида)

«Кос яин» – бокал вина = 156. Имя «Йосеф» – также = 156. Поскольку Йосеф – исправление 4-х уровней души Адама, то нужны 4 бокала вина.

Гематрия «кос» = 86 – гематрия слова «Элоким» и слова «тева» – природа.

hалель

Гематрия слова «hалель» = 65, что соответствует гематрии Имени «Ад-най» – (Г-сподь).

«Нирца» – по гематрии = 345, что соответствует Имени «Эль Ш-дай» – Имя, указывающее на силу и мощь, а также на особую заботу Творца – «шад».

«Всякого рожденного сына бросайте в Нил»…

Перед тем, как у Адама родился Шет, (который был исправлением души Авеля), Адам оставил Хаву на 130 лет и согрешил пролитием семени, и от этого появилось много нечистых сил. Искры их упали в Египет, и образовался «эрев рав», египтяне, присоединившиеся к еврейскому народу при Исходе. И вот эти порождения испорченного семени укоренились и присоединились к народу Израиля в Египте. Так что, во время египетского изгнания, продолжавшегося 210 лет, первые 130 лет были посвящены отбору хорошего от плохого.                            

Но исправление изъяна, причиненного грехом напрасного «пролития семени», могло быть завершено только за эти 130 лет, мера за меру. Поэтому 130 лет, на которые Адам удалился от своей жены, и послужили причиной первых 130-ти лет египетского изгнания – за это время рожденные души выполняли свою работу и только после этого родился Моше Рабейну.             

Поэтому ужасный приказ Фараона касался только мальчиков – ведь грех напрасного «пролития семени», могут совершить только мужчины.                                                    

Известно, что к началу Исхода Моше было 80 лет, если сложим 130 первых лет и  80 лет, которые прожил Моше, то получится как раз 210 лет египетского галута. Причина того, что Моше родился только по истечении 130 лет галута в том, что еще не были выбраны и не были исправлены искры, образовавшиеся от греха Адама. Моше не мог прийти раньше, чем были очищены и исправлены эти искры. И в этом смысл того, что сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: когда Моше был брошен в Нил, то был отменен жестокий указ бросать в Нил всех младенцев мужского пола, потому что уже было отобрано хорошее от плохого и завершено исправление душ за прошедшие 130 лет.

И в этом же смысл того, что Амрам, отец Моше, удалился от Йохевед, своей жены, на те же 130 лет, что и Адам удалился от Хавы, а когда соединились они вновь, то родился у них Моше (т.е. беременность Йохевед была связана с беременностью Хавы и явилась ее окончательным исправлением).

«Шир а-Ширим» – читают все 8 дней Песаха – в рабство евреев стали обращать после смерти Леви, от смерти Леви до исхода евреев из Египта прошло 117 лет. В “Шир а-Ширим“ ровно 117 стихов – она предсказывает грядущее избавление нашего народа. (Рабейну Хида)

(по книге “Тайна Пасхальной Агады” Главного Равина Бухарской общины в Вене – Рава Ицхак Ниязова)

Еще больше интересных материалов читатели могут найти на сайте silatehilim.com

Похожие статьи