Одна из самых ослепительных мировых кинозвезд, урожденная Франсуаза Жюдит Сорья Дрейфус, празднует день рождения и 75-летие творческой карьеры. Прекрасная, как и прежде. Как всегда.
Красавица с библейской внешностью (недаром некогда она сыграла саму Вирсавию — жену царя Давида) стала известна всему миру после фильма «Мужчина и женщина», снятого Клодом Лелюшем. Картина была не просто манифестом «новой волны», что нахлынула на Францию и охватила всю Европу, но, более того, неким лирическим гимном того нового времени, которое захватывало в ту пору весь мир. Времени — такого хрупкого и такого рафинированного. Эпохи, которая была движима только одним — любовью.
Под крышами Парижа, или Влюбить Францию
Она обожала балет, маленькая дочь потомственных лицедеев, и пересмотрела весь репертуар в Гранд-Опера. Она и сама (с изумительной с рожденья внешностью, прекрасной фигурой и восхитительной грацией) мечтала стать актрисой, более того балериной, мечтала учиться у тех великих русских, которых приняла на берегах Сены колыбель мирового балета, грезила о классе знаменитой Преображенской, о Школе великой Кшесинской, об уроках у острохарактерной Егоровой… Она мечтала взойти на подмостки славного Пале Гарнье... Но...в столицу Франции вошли фашисты, в Освенциме сгинули бабушка и дедушка юной Франсуазы, и она не стала балериной. И все же, принесший расставание с иллюзиями оккупационный режим не убил самого главного желания — играть, сделаться актрисой, быть лицедейкой... А как иначе, если ее мать снималась с самим Морисом Шевалье?.. Но она — молодая Франсуаза — «брала выше» — она хотела стать «клоунессой Божьей», как сказал про себя (разумеется, в мужском роде) великий танцовщик Вацлав Нижинский. Ну а к тому же оккупационный режим и военное горе рано научили быть взрослой и ответственной, и уже с 14-и лет мадемуазель Франсуаза Дрейфус не только превращается в Анук Эме (что в переводе с французского языка — и это было как-то пророчески — означает «любимая», и — о, да! — она влюбила в себя всю Францию!), но и снимается в кино — надо зарабатывать на жизнь. И — надо учиться. Ибо это не только никогда не поздно, но и вполне себе чревато замечательными встречами с подлинными небожителями. Сколько же было их в жизни Анук Эме! Море!!! Первым — был режиссер Марсель Карнэ.
А. Эме и Ж. Филип в фильме «Монпарнас,19»
Великий режиссер, уже снявший «Набережную туманов» (с Жаном Габеном и Мишель Морган) и «Дети райка» (с Жаном-Луи Барро) занял 15-летнюю Анук в картине «Во цвете лет». Получив первые уроки от всемирно известного мэтра, сама Анук Эме становится известна всему миру после проката фильма «Монпарнас,19», в котором она сыграла роль Жанны Эбютерн — подруги и «гражданской жены» Амедео Модильяни — великого итальянско-еврейского художника, жившего в Париже в начале 20-го века. Ее партнером выступил один из самых красивых французских артистов Жерар Филип. Тогда же о молодой актрисе узнали и в СССР, где прошел прокат картины. А мадам Эме тем временем уже ожидали новые успехи — в философских картинах Федерико Феллини «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной», где ее партнерами были не только харизматичный красавец Марчелло Мастрояни, но и пышногрудая Анита Экберг и даже восходящая звезда Адриано Челентано. Главным же было то, что Анук Эме отныне ощущала себя комфортно уже не только под софитами павильона, снимающего бытовое кино, но и в куда более замысловатых пространствах «неореалистического сюрреализма» — метода сеньора Феллини. Последнему же оказалась нужна красота «французского сфинкса», как уже называли во Франции загадочную актрису. Но сфинкс — это нечто египетское. А она была все же еврейкой. И, разумеется, не могла пройти мимо образов своего великого исторического Отечества. Анук Эме снимается в фильмах «Содом и Гоморра» и «Соломон». В картине про великого мудреца и создателя величественного храма, звезда играет роль его матери — прекрасной Вирсавии — жены царя Давида. А между этими двумя картинами в более чем обширной фильмографии знаменитой кинозвезды…
«Мужчина и женщина», или Je t'aime, Лелюш.
...были «Мужчина и женщина». Точнее их было сразу три. Это была кинотрилогия, совершенно уникальная, длиной в...полвека.. Снятая Клодом Лелюшем. В которого Анук была влюблена. В отличие от свой героини — Анны Готье — та все 50 лет (завидное постоянство) влюблена в героя Жана — Луи Трентиньяна —раллиста Жана-Луи Дюрока. Не будет ли теперь и тетралогия, лет через пять?.. Все герои, хвала Творцу, живы.
Однако, пожалуй, все уже с к а з а н о. Клод Лелюш с удивительной откровенностью и одновременно со щемящим лиризмом проследил историю чувств от эпохи сексуальной революции до наших дней. От времени, когда его фильм оппонировал «Эммануэль», до времени губительной энтропии, которое мы переживаем нынче.
А. Эме и Ж. -Л. Трентиньян в фильме «Мужчина и женщина»
Фильм собрал множество самых высоких наград, хотя любви публики было еще больше. В то время, как в наших ушах и благодарной памяти в первую очередь сразу же возникает та самая мелодия Франсиа Лея, которого Лелюш предпочел и Морису Жарру и Владимиру Косма. И ведь не прогадал...та ба да ба да, та ба да бада...
Дива, или Мужчины в ее жизни.
Собрав все мыслимые и немыслимые награды, она пообещала не сниматься 10 лет тому назад и сделала исключение только для третьей части трилогии Лелюша. Это было три года тому назад. Но и сегодня Анук Эме ничуть не уступает своему прошлому, и в нее наперебой влюбляются все те, кто п о н и м а е т. Ну а, впрочем, так ведь и положено той, что вошла в список «100 самых сексуальных звезд в истории кино» по мнению журнала «Empire». Но разве вы с ним не согласны?
Однако, уже в прошлом все связи и браки, и на трюмо стоит лишь флакончик духов «Diva». Его придумал от безумной влюбленности своей (о, вам такое и не снилось, друзья мои!) в мадам Амэ французский кутюрье Эммануэль Унгаро. Этот довольно брутальный господин имел внешность римского патриция и был — вы будете смеяться — гетеросексуалом. Но даже и он — уже б ы л…
...А сфинксы не умирают. Особенно те, что умею летать. Великий Феллини сравнивал Анук Эме с летучей мышью. И тоже любил ее. Правда, безответно…