|
Яна Любарская
Яна Любарская

Наум Балабан: «Крымский лекарь»

Наум Балабан: «Крымский лекарь»

Наум Исидорович Балабан — учёный-психиатр, доктор медицинских наук, профессор, заведовавший психиатрической больницей в Симферополе. Он был председателем Академической комиссии по созданию Крымского медицинского института (1930–1932), затем заведовал в нем кафедрой и клиникой психиатрии (1934–1942). Во время оккупации Симферополя Наум Исидорович остался с пациентами психиатрической клиники, спасал их, оформляя фиктивные выписки. В период массовых казней пациентов психиатрической больницы в марте 1942 года Наум вместе с женой был задержан гестапо и погиб при невыясненных обстоятельствах (по одной из версий, принял яд, согласно другой — был казнён).

В 2017 году, благодаря усилиям крымского активиста-краеведа Бориса Берлина, симферопольской больнице было присвоено имя Наума Балабана. Мы поговорили об этой неординарной личности с режиссером и автором сценария фильма о ней, Татьяной Мирошник. Необходимо отметить, что она сняла на эту тему как яркое игровое кино «Клятва», так и трогательную документальную картину «Крымский лекарь». Последнюю можно будет бесплатно посмотреть 10-го мая в 18.00 в Московском еврейском общинном центре.

АФИША_Балабан-4 (1)_page-0001.jpg

Во время оккупации Крыма Наум Исидорович Балабан, вместе с женой, не только спас бóльшую часть пациентов психиатрической больницы, но и спрятал от немцев около 200 симферопольских евреев. В феврале–марте 1942-го начались расправы над больными. Сначала увезли и расстреляли пациентов-евреев, а 7-го марта на территорию больницы, оцепленную эсэсовцами, въехали машины-душегубки: «Медперсонал изолировали в отдельном помещении. К этому дню в больнице из более чем полутора тысяч пациентов в начале оккупации ещё оставалось 450, из которых было уничтожено 447, троим чудом удалось выжить. Наум Балабан пережил своих больных всего на несколько дней. Его забрали в гестапо 13 марта вместе с женой», — рассказывает Татьяна.

«У него была возможность уйти в этот период, прикрываясь происхождением жены. Она была дворянка. Это реабилитировало бы его перед фашистами, но он всё-таки остался с больными. Остался и погиб практически вместе с ними», — вспоминает его коллега Елизавета Дрок.

Наум Балабан - новая фото2.jpg

Тем временем обстоятельства смерти супругов Балабан до сих пор точно не выяснены. В первом сообщении, опубликованном в 1942 году в газете «Красный флот», говорилось, что профессора расстреляли «за сочувствие партизанам». Потом появилась версия, что он погиб вместе с больными. Медсестра Надежда Стевен, понимавшая немецкий язык, утверждала, что слышала во время допроса, как немцы говорили, что Балабан и его жена приняли яд в машине по дороге в гестапо. А в домовой книге жилого дома № 27 по улице Розы Люксембург, где располагалась больница, последние записи были сделаны в период оккупации. В графе напротив фамилии супругов Балабан записано: «Арестованы германскими властями 13.03.42. Выбыли». Место, где похоронены Наум Балабан и его жена, точно не установлено. Скорее всего, они покоятся в одной из братских могил на симферопольском воинском кладбище по улице Русской. Оставшиеся в Харькове родственники Н.И. Балабана, в том числе его мать, Маня, погибли там при оккупации.

Наум Балабан - новая фото3 (1).jpg

Татьяна Мирошник в киноиндустрию пришла далеко не сразу. По первому образованию она филолог, преподаватель русского языка и литературы, долгое время работала главным редактором газеты в Харькове. С 2000 года, с переездом в Москву, Мирошник окунулась в сферу кино: закончила сценарный факультет ВГИКа (мастерская Романова), начала работать в этой сфере, а потом стала и режиссером. Режиссер создала немало исторических работ, требующих глубокой и тщательной подготовки, как внешней, так и внутренней.

В 2014 году Фонд кино объявил конкурс сценария игрового фильма о неизвестных страницах истории Великой Отечественной войны. «В это время мой знакомый, журналист Александр Беланов, принёс мне небольшую газетную заметку. В ней как раз рассказывалось о Науме Балабане, спасавшем во время войны евреев и психически больных людей в Симферополе. Эта история меня очень тронула, и я начала искать информацию об этом человеке. Поняла, что про него почти никто ничего не знает и решила написать сценарий о его подвиге. Поехала в Крым, работала в архивах, где нашла личное дело Балабана и познакомилась с крымским историком-краеведом Борисом Берлиным, который мне очень помог. В итоге, сценарий стал победителем конкурса Фонда кино, но финансирование проекта было осуществлено только через три года», — вспоминает режиссер.

Наум Балабан - новая фото1 (2).jpg

Всё это время творческая группа продолжала собирать и систематизировать материал, переписывать сценарий в соответствии с возможным бюджетом, и готовиться к съёмкам документальной картины. В 2017 году выпустили десятиминутный этюд про Наума Балабана, созданный при поддержке Федеральной еврейской национально-культурной автономии (ФЕНКА). Творческую группу горячо поддержала еврейская община Симферополя. А затем Мирошник и её единомышленники получили финансовую поддержку Минкульта на съёмки документального фильма о Науме Балабане.

Военный_врач_Н._И._Балабан_1916_год.jpg

Татьяне, по собственным словам, до сих пор открываются новые страницы в биографиях её героев: «Когда мы почти закончили фильм, крымский историк Владимир Саенко нашёл выброшенный на свалку фотоархив, в котором оказались три ранее неизвестные фотографии Наума Балабана, вероятно сделанные студентом мединститута в 30-е годы. Вместе с Борисом Берлиным нам удалось найти на втором этаже морга крымской больницы заброшенные, никому не нужные коробки с личными довоенными делами больных с подписью Наума Исидоровича».

С того самого момента, как в 2014 году первая съёмочная группа приехала в Крым и начала знакомиться с историей Наума Балабана и его жены Елизаветы, Мирошник не покидало чувство, что давно погибшие герои ленты всё время где-то рядом, невидимо наблюдают за режиссером и за съемочной группой, помогают и поддерживают их. Всё это время Наум Балабан словно незримо находился с ними рядом, приходил на помощь в такие моменты, когда мою собеседницу оставляли силы и казалось, что всё рухнет, что ничего не получится. Но, благодаря его невидимому присутствию, надежда на лучшее не покидала творческую группу, и оба фильма, как игровой, так и документальный, в итоге были сняты.

Кадр из фильма-2_page-0001.jpg

Необходимо добавить, что съёмки проходили в Ялте, Севастополе и Симферополе. От идеи снять весь фильм на территории психиатрической больницы пришлось отказаться — из-за проходящих через все дворы современных навесных чёрных газовых труб. Однако, как она говорит, морг был снят именно в этой больнице, поскольку почти всё оборудование в нём сохранилось со времён войны. Сцена сборного пункта евреев снималась в том же самом здании, где он и находился в 1941 году (факультет физкультуры). Актёров предупредили об этом. Некоторым становилось плохо от осознания того, что именно по этим коридорам и ступенькам евреи шли на смерть.

Большая часть съёмок осуществлялась в Севастопольском морском госпитале Черноморского флота. Здесь пришлось серьёзно потрудиться художникам, Сергею Гавриленкову и Евгении Ширяевой. Реквизиторский цех обеспечил места съёмок аутентичным медицинским оборудованием и другими предметами быта больницы военного времени. В кадре использовались оригинальные документы Наума Балабана, бережно хранимые краеведом Борисом Берлиным. Одну из самых сложных сцен, расстрел, снимали здесь же. В кадре находилось более сотни человек одновременно (в основном, психиатрические больные, которых должны были расстрелять). В этот раз Науму, ценой огромного риска быть убитым самому и потерять жену, удалось сохранить жизни большинству пациентов.

ya.jpg
Татьяна Мирошник

Если обратиться к вопросу о сохранении памяти о докторе-герое, то, по мнению Татьяны, проведённая в этом отношении работа ещё недостаточна: «Фильм “Крымский лекарь” побывал на нескольких фестивалях, был показан по крымскому телевидению и на телеканале “Культура”. Игровой фильм “Клятва” находился в ограниченном прокате, сейчас его можно посмотреть на онлайн-платформе Ivi. Отмечу, что 13 марта для нас символическая дата. 13 марта 2020 года состоялась премьера игрового фильма “Клятва” в Доме кино, 13 марта 2022 года документальная история “Крымский лекарь” была показана в Еврейском музее и Центре толерантности. 13 марта 1942 года — предположительная дата гибели Наума и Елизаветы Балабан, и до сих пор не найдены документы, которые пролили бы свет на эти трагические события», — сообщает Татьяна и вновь весьма сожалеет, что Крым в наши дни мало чтит своего героя.

Да, в 2014 году на здании больницы была повешена скромная мемориальная доска. Ее установили лишь благодаря журналисту Борису Берлину. Сама больница также носит имя Наума Балабана, но, кроме вывески, больше ничего не изменилось: «Ни музея, ни информации для посетителей, для сохранения памяти — ничего. При этом многие крымчане по-прежнему называют эту больницу “Балабановка». И очень важно воздать должное подвигу профессора Балабана, рассказав современникам о судьбе незаслуженно забытого талантливого врача-еврея, психиатра-гуманиста, внёсшего немалый вклад как в медицину, так и в Победу в Великой Отечественной войне, личным примером показавшего, что любовь к людям и Родине важнее всего остального», — резюмирует режиссер Татьяна Мирошник.

Показ картины «Крымский лекарь» состоится 10 мая в 18.00 в Московском еврейском общинном центре. Вход свободный.

Похожие статьи