|
Артем Добровольский
Артем Добровольский

Синагога Победы

Синагога Победы
внутри Большой Парижской синагоги Фото: haaretz.com

Расположенная на земле, купленной представителями французской ветви династии Ротшильдов, она стала первой синагогой Франции, построенной в основном на деньги муниципалитета, что спасло ее от разрушения нацистами в годы Второй мировой как собственность французской столицы.

Парижане часто называют ее Большая синагога Победы по названию улицы, на которой она расположена.

Эта синагога видела практически всех лидеров Франции более чем за 150-летний период, под ее сводами состоялись обряды бракосочетания капитана Альфреда Дрейфуса и первого еврея и социалиста во главе французского правительства Леона Блюма. В годы Холокоста ее несколько раз пытались подорвать коллаборационисты — штурмовики правительства Виши, однако в ее огромных подземных казематах спаслись от облав десятки парижских евреев, а сегодня, кроме регулярных молитвенных служб, она служит резиденцией главного раввина Франции и целого ряда организаций еврейской общины страны. Ежегодно здесь проходят траурные церемонии в память о депортации французских евреев в концлагеря, на которых присутствуют первые лица государства, а телеканалы ведут из нее трансляцию на всю Европу. Кроме использования по прямому назначению, Синагога Победы является архитектурной достопримечательностью Парижа, в которой регулярно проходят экскурсии.


Большая-синагога-Парижа3_1000500.jpg

Предыстория ее строительства берет начало в годы Великой французской революции, которая дала евреям почти равные с христианами гражданские права — ранее в истории еврейской диаспоры (Галута) ничего подобного не случалось.

7 мая 1791 года Учредительное собрание приняло закон о свободе иудейского богослужения. В Париже и ряде других крупных городов евреи начали официально регистрировать синагоги. Вскоре после предоставления евреям религиозной свободы дело дошло и до свобод гражданских: Коммуна приняла постановление о равноправии евреев.

Равноправие евреев, предполагавшее зарождение их гражданского сознания, органично укладывалось в имперские геополитические амбиции Бонапарта и, в частности, в широко декларировавшуюся концепцию равенства народов и социальных слоев.

Собрание еврейских нотаблей и созыв вслед за ним Синедриона с целью религиозного санкционирования принятых собранием решений, создание во Франции и ряде других европейских стран еврейских Консисторий породили существующую в Европе до сих пор легенду о заботе Наполеона о евреях. А «воззвание к евреям Палестины» во время военного похода его армии на Ближний Восток закрепило за императором лавры «освободителя».

На каждую завоеванную Наполеоном страну принятые им законы распространялись автоматически, чего уж говорить о самой Франции — колыбели революции, а затем и столицы Наполеоновской империи. Эмансипация евреев во Франции вызвала волну еврейской иммиграции, как ашкеназской, так и сефардской. А после захвата Францией Магриба в еврейскую общину страны влились тунисские, алжирские и марокканские евреи.

Ашкеназы, бежавшие от антисемитизма в Восточной Европе, селились в Париже, Меце и Нанси, сефардов больше привлекали Бордо и Тулуза. Как следствие, еврейское население страны выросло в полтора раза (до 70 тысяч человек) меньше чем за десятилетие после взятия восставшими Бастилии.

При этом падение Наполеоновской империи изменить положение евреев в обществе уже было не в силах. Реставрация Бурбонов уже не могла найти предлога для ограничения евреев в гражданских правах. А в 1831 году был принят закон об уравнении иудаизма с католицизмом и протестантством, что дало синагогам поддержку казны, а раввинам — жалованье от государства.

К тому времени многие представители общины занимали высокие должности в армии, на государственной службе, были представлены в науке и искусстве, а также — особенно широко — в финансово-банковской сфере. Экономикой страны в середине XIX века заправляли Ротшильды, Фульды, Перейра и другие богатые еврейские кланы.

Хотя в Париже действовало несколько синагог, общине французской столицы, насчитывавшей около 25 тысяч человек, стало тесно.

В связи с этим в 1867 году Консистория приняла решение о строительстве Большой синагоги. Возвести ее благодаря мощной финансовой поддержке Ротшильдов, купивших под снос несколько больших зданий, было решено в исторически еврейском районе Парижа. Проектирование и строительство здания было поручено Альфреду-Филиберу Альдрофу, одному из главных архитекторов еврейской общины конца XIX века. И вот спустя семь лет (строительство замораживалось из-за Коммуны и франко-прусской войны 1870 года) синагога была торжественно открыта.

Большая-синагога-Парижа2.jpg

Огромное здание с 36-метровым фасадом в романском или скорее неовизантийском стиле с типичными для Второй империи доминирующими красным и золотым во внутреннем убранстве, вмещает 2500 верующих. Внутри синагога, хотя и была основана ашкеназами из Эльзаса, демократично разделена на региональные оратории, молитвы в которых проводятся также по египетскому и тунисскому обряду.

Представляющие 12 колен Израиля витражи с розетками, украшенными звездами Давида, как и большинство дорогих и имеющих историческую ценность деталей интерьера, были подарены синагоге бароном Гюставом де Ротшильдом и его супругой. Как говорят сегодня в находящемся в здании офисе главного раввина Франции, эти предметы свидетельствуют о желании еврейской общины Франции в XIX веке интегрировать еврейскую символику в художественную форму, перекликающуюся с французским наследием.

Безымянный.png 
Похожие статьи