|
Сергей Константинов

Антон Брейтбарт и его волшебный ящик

Антон Брейтбарт и его волшебный ящик
Антон Брейтбарт

Ровно 90 лет назад, 10 мая 1932 года Ленинградский завод «Коминтерн» выдал на-гора новую продукцию. 20 деревянных, блестящих от лака ящичков тщательно проверяли сотрудники ОТК. И неудивительно: в жизнь выпускались первые приемники телесигнала Страны Советов.

Были они совершенно не похожи на современные модели.
Телеприставка «Б-2» была механической и работала при помощи диска Нипкова. Диск из непрозрачного материала с расположенными по спирали отверстиями подсвечивался сзади лампой. Управляя работой лампы в процессе вращения диска можно было формировать наблюдаемое изображение.

t1.jpeg

На лицевой стороне располагались смотровое окно, позволяющее увеличить изображение до размера 3×4 см., и три ручки регулирования. Принималось изображение, разложенное на 30 строк при частоте 12 кадров в секунду. У первого телевизора не было своего звукового канала -
требовался дополнительный радиоприемник, настроенный на соответствующую частоту.

т3.jpeg

С левой боковой стороны корпуса расположен рычаг фазирования изображения - установки кадра в рамку. Задняя стенка - выдвижная, что давало доступ к основным узлам телевизора: неоновой лампе и диску. Лампа крепилась на боковой стенке с таким расчётом, чтобы светящийся электрод был расположен в центре линзы и ограничивающей рамки.
Диск Нипкова делали из чёрной, непрозрачной фотобумаги. На задней стороне - пластмассовая накладная пластина с выдавленными надписями «СЕТЬ», «ЗЕМЛЯ», "ПРИЕМ». Под пластинкой расположены отверстие для шнура питания со штепсельной вилкой, зажим для земли, отверстие для подключения радиоприёмника.

т2.jpeg

К достоинствам конструкции относили простоту, малые габариты и наличие автоматической синхронизации; к недостаткам - малые размеры видимого изображения и его недостаточную чёткость из-за слишком больших отверстий в диске, а также срывы синхронизации при резком изменении характера изображения.
Это изделие стоило немалых по тем временам денег - 235 рублей! Да ещё в придачу докупай радиоприёмник!
Поэтому на первых порах «Б-2» приобретались для домов пионеров, рабочих и колхозных клубов с целью коллективного просмотра – по очереди – редких тогда программ и
приобщения населения к чудесам науки.
Впрочем, устройство такого телевизора было не сложным. И журнал «Радиофронт» в 1935 году опубликовал подробную инструкцию как собрать телевизор в домашних
условиях самому!
Выпуск прибора завершили в 1936 году – к этому времени конструкция успела устареть, не дотягивая до возможностей трансляции. Всего «Коминтерн» изготовил 3000 штук, в том числе в виде набора для самостоятельной сборки. Советские радиолюбители раскупили всё!
Маленький формат и разрешение экрана не позволяли транслировать полноценные кинофильмы. В силу технических ограничений было невозможно создать передачу длительностью больше получаса. Первоначально транслировали статичные изображения, плакаты и портреты вождей. Самый первый телевизионный фильм представлял собой набор сменявших друг друга карикатур из альбома художника А. Дени «Лицо международного капитализма», под которыми группами по несколько последовательно меняющихся букв менялись текстовые подписи. Трансляция по телевидению динамических изображений началась в 1934 году. 15 ноября по телевидению был показан первый телевизионный концерт. Народный артист Иван Москвин прочитал рассказ Чехова «Злоумышленник», после чего его сменили певица и балетная пара. Москвин, придя в тесную комнатушку, где проходили съёмки, долго не мог поверить в то, в чем ему предстояло участвовать, все спрашивал: «Неужто видно будет? Через стены? Чудо, да и только!».

t7.png

А сконструировал этот удивительный прибор Антон Яковлевич Брейтбарт.
Он родился 1 мая (по новому стилю) 1901 года в посёлке Константиновка Донецкой области в семье местного жителя Якова Гутмановича Брейтбарта и самой настоящей
швейцарки Адель Нарциссовны Амгрютт. Константиновка в начале XX века была крупным транспортным узлом. Вокруг иностранные концессионеры построили разные заводы: стекольный, химический, керамический, металлургический, бутылочный...
В одной из заводских контор и служил Яков, происходивший из рода Брейтбартов, ставшего легендарным за своё потомственное знание тайн металлов, кузнечного дела и торговую смётку.
Поскольку брак с представительницей семейства швейцарских предпринимателей был официальным, то следует вывод: девица тоже исповедовала иудаизм. В России того времени не приветствовались и не регистрировались межконфессиональные союзы.
Маленький Антоша успел к 9 годам своей жизни переболеть смертельно опасным
в те годы коклюшем, исцелиться, благодаря наследственной крепости, самоотверженности родителей и их неимоверным усилиям, пожить в Швейцарии, испытать прелести рабочих бунтов Константиновки и переехать в «город у самого Черного моря», Одессу.
Девятилетие юного Брейтбарта пришлось на бурные, предреволюционные годы.
Ещё свежо было в памяти восстание на «Потёмкине» и бои с полицией в порту. Город славился не только своей оперой, привозом, смачным говором и отменным юмором.
Тут бывало и страшновато: налётчики, погромщики и анархисты-бомбисты...
Однако В-ний и выдающаяся по качеству образования гимназия Ришельевского упасли Антона от революционного угара.
Брейтбарт учился там вместе с Юрием Олешей, который любил говаривать:
«Человечество делится на две неравные части: на тех, кто учился в Ришельевской гимназии, и тех, кто там не учился».
Закончив гимназию с отличием в страшный по Булгакову 1918 год, Антон стал студентом Одесского политехнического института, организованного видным инженером, председателем Одесского отделения Императорского Русского технического общества и городским головой Одессы Михаилом Брайкевичем.
Под крышей Одесского «политеха» собралась мощная группа специалистов в области радиотехники. Ведущими этой группы были профессора и будущие академики Леонид Мандельштам и Николай Папалекси. Радиолампы для опытов и конструирования делали сами – из перегоревших ламп накаливания, а порою применяли чекушки из-под водки.
Антон тогда недоучился. Он получил диплом лишь в 1935 году, сдав экзамены экстерном.
Его захватил азарт практической работы и изобретательства. Он в итоге оказался в Ленинграде в Центральной радиолаборатории, где царил и творил гениальный Александр Минц, основатель советского длинноволнового радиовещания и радиолокации.

t6.png

С его подачи Брейтбарт заинтересовался тогдашней новинкой – телевещанием, сконструировал первый советский телевизор и активно участвовал в создании электронного Опытного ленинградского телецентра (ОЛТЦ), а затем стал его первым главным инженером.
Он же стал автором первого в СССР учебника по телевидению для высших технических учебных заведений.
Великая Отечественная заставила забыть о телевещании. Последняя предвоенная передача вышла в эфир 15 июля 1941 года.
Антон Брейтбарт возглавил в Ленинграде лабораторию по ремонту и наладке военной радиоаппаратуры. Он чуть не умер от голода в первую блокадную зиму. Его эвакуировали на Большую Землю и поручили разработку сверхмощных засекреченных комплексов слежения.
К вопросам телевещания Брейтбарт смог вернуться лишь в 1944 году, не оставляя радиолокационные разработки. Страна уже начала готовиться к послевоенной жизни, и учёные разрабатывали отечественный стандарт на 625 строк. После войны Антон Яковлевич работал во ВНИИ приёмной телевизионной техники сначала на должности главного инженера, а затем и замом директора по научной части. Помимо этого, Брейтбарт трудился ответственным редактором информационного бюллетеня «Телевидение. Приём и ретрансляция», журнала «Вопросы радиоэлектроники», был членом редколлегии журнала «Техника кино и телевидения». Под его редакцией выходила серия «Техника телевидения» (раздел приёмной техники). Из-под его пера вышло более 30 работ по проблемам телевидения.
Завершающий период жизни снова свёл Антона Брейтбарта с его учителем и другом Александром Минцем. В Радиотехническом институте под его руководством Антон Яковлевич продолжил свои изыскания в области радиолокации и телеприёма. Большая часть его разработок всё ещё засекречена.

P.S.
Одним из родичей Антона Брейтбарта был знаменитый Зигмунд «Цише»
Брайтбарт - кузнец и легендарный цирковой силач. Он, чтобы соответствовать своему кузнечному прошлому, сгибал железо в разные узоры, голыми руками рвал цепи и даже ломал пополам подковы. Цише прославился своими опасными трюками: у него на груди разбивали камни кувалдой, он зубами тянул вагон, держал автомобиль с десятью пассажирами у себя на груди, и даже поднял небольшого слонёнка!

Незадолго до своей кончины Антон Брейтбарт, посетив столичный Политехнический музей, осмотрел хранящийся там экземпляр первого советского телевизора «Б-2» и оставил следующую запись: «предмет полностью укомплектован подлинными деталями, находится в рабочем состоянии и требует лишь косметической реставрации».
Похожие статьи