|
Леонид Мармур

Несмотря на дружбу с Израилем, планы строительства синагоги в Дубае зашли в тупик

Несмотря на дружбу с Израилем, планы строительства синагоги в Дубае зашли в тупик
Раввин Эли Абади на встрече с делегацией еврейских бизнесменов из США Фото: AP Photo/Kamran Jebreili

Быстро растущая еврейская община ОАЭ сталкивается с рядом препятствий в Персидском заливе, где немусульманская религиозная практика жестко контролируется, а разрешения на строительство религиозных зданий ограничены.

Каждый Шаббат на уединенных пляжных виллах, банкетных залах отелей и роскошных жилых башнях Дубая евреи приходят на богослужение в одну из самых скрытых синагог в мире, несмотря на то, что Объединенные Арабские Эмираты поощряют резкий рост и открытость своей еврейской общины.

По словам еврейских лидеров, планы по строительству постоянного общинного центра и синагоги для быстро растущей общины Дубая зашли в тупик. Еврейская община столкнулась с препятствиями, которые хорошо известны и другим религиозным группам в ОАЭ, где официальная религия государства - ислам - находится под пристальным контролем, немусульманская практика контролируется, а строительство культовых зданий ограничено.

Приток евреев-туристов и иммигрантов в ОАЭ, в том числе и израильтян после нормализации отношений между странами в 2020 году стал импульсом роста постоянной еврейской общины Дубая. 

Появились еврейские ясли. Появилась миква (ритуальная баня). Новые кошерные рестораны ведут оживленный бизнес. Недавние пасхальные седеры привлекли тысячи людей. Но без домашней базы некоторые еврейские лидеры опасаются оказаться в вечно подвешенном состоянии.

«Нельзя вырастить общину в отеле», - говорит старший раввин Еврейского совета Эмиратов Эли Абади, - Это создает ощущение нестабильности, непринадлежности».

AP22130417879550-e1652274489203-640x400.jpeg

Между тем, в Дубае и другие религиозные группы, стремящиеся к строительству своих святилищ, сталкиваются с запутанными правилами в стране, где число экспатов превышает число эмиратских мусульман почти девять к одному. Дубай объявил всего две зоны, разрешенными для строительства религиозных святынь, но в них не хватает места.

Главный церковный комплекс - землю, которую правительство сейчас предлагает под строительство синагоги, - находится в самой отдаленной части города, в пыльном районе у порта Джебель-Али и местного алюминиевого завода. 

Легионы низкооплачиваемых иностранных рабочих, питающих экономику Дубая - филиппинцы-католики, африканцы-евангелисты, индуисты-индусы - добираются до комплекса на автобусах из далеких трудовых лагерей. 

Однако соблюдающие Шаббат евреи в субботу не могут делать ничего подобного. Начиная с заката в пятницу и до выхода звезд в субботу, многие набожные евреи воздерживаются от использования механических устройств, в том числе и автомобилей. Чтобы избежать длительных поездок в святой день, синагоги обычно располагаются в центре жилых кварталов. 

Но в промышленной зоне свободной торговли Джебель Али никто не живет - за исключением небольшой группы экспатов, ветхим коттеджам которых грозит снос. В летнюю жару в Дубае немыслимо дойти до храмового комплекса из центра города или с пристани для яхт, где проживает большинство евреев.

«Джебель Али - это не решение для еврейского населения», - говорит Алекс Петерфройнд, лидер общины и кантор, добавив, что синагога должна находиться в центральном и жилом месте, куда соблюдающие евреи захотят переехать и основать общину, - власти должны были узнать немного об иудаизме, думаю, они удивлены».

Поэтому предложение властей о строительстве синагоги в Джебель Али было лидерами общины отклонено, а переговоры об альтернативном месте зашли в тупик несколько месяцев назад.

Хотя многие евреи Дубая не соблюдают Шаббат, община становится все более религиозной по мере иммиграции традиционных израильских и французских евреев. 

Национальный орган по правам человека в ОАЭ признал наличие трудностей, отметив при этом, что «существуют административные и нормативные законы, которые должны соблюдаться». 

Пресс-секретарь ведомства Мохамед аль-Хамади, тем не менее, подчеркнул, что Эмираты на протяжении десятилетий проявляют терпимость к религиозным меньшинствам.

«Нет никакого страха или беспокойства по поводу принятия еврейского народа в число религий, представленных здесь», - сказал он, указав на строящийся в столице Абу-Даби Межконфессиональный дом Авраамических религий, в который войдут мечеть, церковь и синагога, как на доказательство гостеприимства страны.

abrahamic-family-house.jpeg

Грандиозный межконфессиональный проект, который должен открыться в конце этого года на одном из островов богатого нефтью эмирата, призван подчеркнуть традицию мирных межконфессиональных отношений в ОАЭ и позиционировать Эмираты как маяк толерантности.

Однако, когда речь идет об инакомыслии и политическом исламе, в стране принят подход «нулевой терпимости».

Религиозные свободы также имеют свои пределы. Согласно последнему отчету Госдепартамента США о свободе вероисповедания, власти ОАЭ еженедельно дают указания по содержанию проповедей в суннитских мечетях, а для шиитских мечетей даются «дополнительные инструкции». Для проведения кружков по заучиванию Корана требуется разрешение. Законы запрещают расплывчатое определение богохульства. 

«ОАЭ получают возможность рекламировать себя как убежище умеренного ислама и борьбы с экстремизмом, что также включает в себя внутренний, исламски информированный демократический активизм», - говорит Дэвид Уоррен, исследователь современного ислама из Вашингтонского университета в Сент-Луисе. 

Тем временем, несмотря на неограниченную свободу вероисповедания, местные религиозные группы борются с логистическими и бюрократическими препонами. Например, христиане. Пока решение не найдено, более 700 христианских общин теснятся в 40 зарегистрированных церквях по всей стране.

Похожие статьи