В библиотечно-образовательном центре представлено три уникальных книжных фонда: собрание исследовательского центра Еврейского музея, коллекция Дома еврейской книги и легендарная библиотека Шнеерсона.
Если говорить об архитектурной форме, то центр представляет собой большой двухэтажный параллелепипед, вольготно разместившийся в задней части Еврейского музея и центра толерантности. Циклопические размеры Бахметьевского гаража позволили расположить внутри строение площадью 3 тыс. кв. м без малейших изменений как внешнего вида музея, так и его постоянной экспозиции. На первом этаже центра оборудовали конференц-зал, студии для занятий с детьми, выставочное пространство, на втором — ультрасовременную и стильную библиотеку. Автором концепции выступил архитектор Юрий Григорян, в деталях же проект разработали Ната Татунашвили, Наталья Масталерж и Олена Гранкина из бюро Nowadays office, которых международная платформа Architizer включила в список 100 выдающихся женщин-архитекторов. Среди других значимых проектов этого бюро — новое пространство Музеев Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади, которое готовится к открытию, концепция Арктического музея современного искусства (AMMA) в Норильске.
Сердце нового образовательного центра — библиотечное пространство на втором этаже, в котором объединились три уникальных книжных фонда: собрание исследовательского центра Еврейского музея (5,5 тыс. книг на 20 языках), коллекция Дома еврейской книги (15 тыс. единиц хранения) и легендарная библиотека Шнеерсона.
На втором этаже нового центра оборудовали ультрасовременную и стильную библиотеку.
Библиотека Шнеерсона — это несколько тысяч древнееврейских книг и редких документов, в том числе 381 манускрипт, собранные в XVIII–XIX веках хасидскими раввинами движения «Хабад» в белорусском местечке Любавичи. Название она получила в честь ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона (1880–1950), который коллекцию систематизировал. В годы Первой мировой войны библиотеку вывезли в Москву, после революции она была национализирована, ребе Шнеерсон уехал в эмиграцию и умер в США. В 1990-е годы его потомки начали добиваться возвращения книг. Пятнадцать лет судов завели дело в тупик и прекратили музейный обмен между Россией и США.
В 2013 году собрание Шнеерсона передали Еврейскому музею, точнее — специально созданному в нем отделу Российской государственной библиотеки. И вот сейчас для этого отдела построили особое пространство. Оказываясь здесь, вы одновременно находитесь и в музее, и в РГБ: сюда попадают через отдельный вход по библиотечному читательскому билету, покупать входной билет в музей не требуется. Сотрудничество РГБ и Еврейского музея оказалось на редкость плодотворным: музей не только хранит книги, но и активно, через систему грантов, поощряет их изучение.
Обо всем этом говорили на пресс-конференции в связи с открытием нового пространства. Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода отметил, что обладание книжными фондами, с одной стороны, налагает колоссальную ответственность, а с другой — расширяет возможности для исследований. Он также понадеялся, что запуск детских образовательных программ и другие культурные инициативы увеличат посещаемость постоянной экспозиции.
Заместитель гендиректора РГБ Наталья Самойленко высказала надежду, что синергия усилий музея и библиотеки будет расти: «Мы хотим совместно делать выставки книг по иудаике, книг — арт-объектов. У Еврейского музея накоплен большой опыт, как с помощью мультимедиаресурсов сделать такие экспозиции незабываемыми».
Исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская рассказала о научной работе институции: здесь изучают историю и культуру евреев в России со времен Петра I, проводят круглые столы, устраивают лаборатории молодых специалистов. Исследовательские гранты предназначены ученым со всего мира, — например, в прошлом году музей получил 135 заявок на изучение различных аспектов еврейской истории, из которых отобрал несколько десятков.
Помимо функциональности, само библиотечное пространство чрезвычайно красиво: оно выдержано в красно-белой авангардной гамме, часть книг стоит в открытом доступе, подсветка книжных полок создает впечатление настоящей семейной библиотеки. В центре зала находится переговорная комната со стеклянными дверями, стеклом же огорожено и помещение для работы с библиотекой Шнеерсона.