Эксклюзивное интервью выдающегося актера театра и кино Первому еврейскому каналу STMEGI-TV.
Андрей: Даниил, вы московский парень. Где вы родились?Д.С.: На Патриарших. Все детство ходил по ним в школу, в которую, кстати, сейчас ходят мои дети. Ну и, конечно, каждый угол на Малой и Большой Бронных знаю прекрасно. Но в детстве я вел довольно замкнутый образ жизни, да и позже тоже. Лишь вернувшись из армии и поступив в театральный институт, я постепенно стал приобщаться к, если так можно сказать, тусовочной жизни.
Кирилл: А в армию можно было не пойти?
Д.С.: Вы знаете, когда я получил повестку, мой дед, от которого, собственно, у меня еврейская кровь и который окончил летное училище и прошел всю войну, сказал: «Внучок, я служил — и ты должен отслужить». Забегая вперед, скажу, что мой выбор мастерской Андрея Александровича Гончарова при поступлении в ГИТИС, в частности, был основан на том, что он напоминал мне моего деда.
К.: Ну коль скоро вы заговорили о Гончарове, тогда, может, вспомните какой-нибудь эпизод из вашего личного общения?
Д.С.: Был такой случай. Андрей Александрович в пору моего студенчества взял меня в труппу Театра им. Маяковского, где он был главным режиссером. Шла репетиция очередного спектакля с Натальей Георгиевной Гундаревой в главной роли. Дело дошло до меня, и Гончаров говорит: «Будешь играть в массовке». Я говорю: «Нет, не буду!» После репетиции он меня вызывает. Сидит в окружении труппы. Следующую его фразу я запомнил на всю жизнь: «Работа молодого артиста в академическом театре подразумевает участие в народных сценах! Будешь играть?» — я говорю: «Нет». — «Уволить!» И меня на год уволили из театра. На следующий же день шла другая репетиция, по Шекспиру, где я играл шута. Меня тут же нашли, но взяли на разовые участия в спектаклях. Так у меня образовалась дыра в трудовой книжке. (Смеется*).
Кстати. После этого скандала я поднялся в репертуарную комнату, там сидела Гундарева. И она сразу стала меня наставлять: «Данечка, знаешь, когда я пришла в театр, я год играла в массовках», — на что я ей ответил: «Наталья Георгиевна, у нас с вами разный творческий путь». Надо было видеть выражение лица актрисы…
А.: В кино вас заметили, когда вам было 33 года. Довольно поздно. Но за 20 лет вы снялись в 115 фильмах. Какая из картин была знаковой?
Даниил Спиваковский в спектакле «Обед для грешников»
Д.С.: Конечно, это была встреча с Валерием Тодоровским в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн». Но я сразу делаю ремарку, что после этого фильма я сыграл не менее значимые, яркие и дорогие для меня роли. Но благодаря этой роли я потом встретился и с другими замечательными режиссерами. Просто это была первая работа. Это как у любого человека в биографии — у писателя первая книга, у композитора первое сочинение, у хирурга первая операция. И такая встреча определяет в дальнейшем профессионализм, успешность и востребованность в профессии. Поэтому эта картина у меня тоже была судьбоносной.
К.: Назовите несколько любимых фильмов, в которых вы снялись.
Д.С.: Фильм Павла Лунгина «Бедные родственники», в котором я сыграл работника еврейского кладбища, «Товарищ Сталин», где сыграл Суслова. И кстати, сейчас в прокате идет фильм «Казнь», я сыграл там одного из маньяков, живших в советское время. Очень жесткий фильм… Были и сериалы, в которых я играл и положительных, и отрицательных персонажей.
А.: А с каким типом режиссеров вы любите работать?
Д.С.: Мне комфортнее работать с режиссером, который мыслит на несколько ходов быстрее меня, как в шахматах.
Я знаю за собой такую особенность — я мыслю довольно быстро. Иногда я понимаю и чувствую что-то быстрее, чем окружающие, и из-за этого мне становится скучно. От этого я начинаю заводиться. Хотя это нормальная ситуация — проходит немного времени, и они тоже это начинают понимать.
К.: Где вы познакомились со своей будущей супругой?
Д.С.: В самолете. Она работала стюардессой. А я летел на съемку. Но в самолете знакомство не состоялось, хотя она подошла ко мне за автографом (по рекомендации сотрудниц). Меня как актера она не знала. Потом я стал искать ее через знакомых в Пулково, чтобы узнать номер телефона. Тщетно. Режимная организация. Тогда я сказал себе нашу семейную фразу: «У Спиваковских нет безвыходных ситуаций — я найду эту девушку!»
Через кого-то я передал на ее рейс записку, которую Света, кстати, хранит до сих пор. Целый месяц ждал результата. В конце концов позвонила не та Света. Но из разговора она поняла, о ком идет речь, и вскоре раздобыла мне номер ее телефона. Мы долго не могли встретиться. Света постоянно в полетах, я на съемках. В конце концов договорились. Я возвращался из Питера со съемочной площадки. Роль, которую я играл, подразумевала грим человека пожилого. Я еле-еле отодрал от себя все эти наслоения, но все равно выглядел ужасно. Пришел на встречу. Это было 19 августа 2006 года. Три месяца Света не отвечала на звонки и эсэмэски… Как выяснилось потом, долго взвешивала все за и против. Ей было тогда всего 18 лет. Через три месяца пришла эсэмэска — и мы стали встречаться. И на Новый год я сказал ей: «Света, выпускаем шасси…»
Беседовали Андрей и Кирилл ЭЙХФУСЫ
СПРАВКА
Даниил Спиваковский родился в 1969 году в Москве. Советский и российский актер театра и кино, педагог. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа по специальности «Актерское мастерство» (1994). Мастерская Андрея Гончарова. Заслуженный артист РФ.