Улетел в сказочный мир художник-мультипликатор и настоящий гений, с творчеством которого у каждого советского ребенка связаны теплые детские воспоминания. Почти всю жизнь он отдал «Союзмультфильму», где создал бессмертных экранных героев: котенка по имени Гав, дядю Степу, Снежную королеву, персонажей «Аленького цветочка» и «Золотой антилопы». Десятки мультфильмов - и сегодня национальное достояние. Сейчас их смотрят уже новые поколения юных зрителей.
ПОЧЕМУ У ЧЕБУРАШКИ ВЫРОСЛИ УШИ
Главный мультипликационный герой, который вышел из-под руки Леонида Шварцмана - конечно, Чебурашка. «Странная игрушка безымянная», к которой «в магазине никто не подойдет».
Существо с большими ушами Шварцман придумал вместе с Романом Качановым. Режиссер прочел книжку Успенского «Крокодил Гена и его друзья» и вдохновился. Примчался с горящими глазами к Шварцману и предложил делать по сказке мультфильм. И закрутилось!
- Когда Успенский был маленьким, родители подарили ему странную игрушку, - рассказывал Шварцман. - Ее сделали на фабрике так, что невозможно было понять, кто перед тобой. Мохнатое существо с круглой заячьей головой, большими желтыми, как у филина, глазами и маленьким хвостиком, как у медвежонка… Вот все, что было сказано в книге о Чебурашке, и я с ним провозился почти год. Сделал черные глаза, удивленные, как у ребенка. Ушки на макушке. Потом они увеличивались, сползали и в конце концов стали, как у человека, по бокам головы. И родился абсолютно ни на кого не похожий Чебурашка.
Обаятельного зверька полюбил весь мир. Но особенно японцы и, в частности, режиссер-мультипликатор Макото Накамура. Шварцман не сильно удивлялся тому, что фанатами его питомца стали жители Страны восходящего солнца.
Три разноцветные пушистые игрушки с большими ушами жили у Шварцмана дома. Коричневый Чебурашка - символ летней Олимпиады в Афинах - появился в 2004 году. В 2006 году пожаловал белый зверь из Турина. И в 2008 году прибавился красный Чебурашка - из Пекина. Все были символами российской команды на Олимпийских играх.
ЦИЛИНДР ПРЕВРАТИЛСЯ ВО ВРЕДНУЮ СТАРУХУ
Многих героев Леонид Аронович писал с реальных людей. Огромный вор в одной из серий «Обезьянок и грабителей» срисован с актера Алексея Смирнова, который запомнился многим по роли механика Макарыча в фильме «В бой идут одни «старики». Прототипом другого вора стал… сам Шварцман! На образ попугая из мультика, где их было 38, вдохновил Ленин. У птицы повадки вождя мирового пролетариата. А прототипом Старухи Шапокляк, вопреки домыслам, была не теща.
На появление зловредной дамы вдохновил складной цилиндр, который в XIX веке назывался шапокляк. Он складывался, как гармошка, чтобы было удобнее носить с собой. Прежде чем надеть, владелец нажимал на кнопку с пружинкой, и цилиндр выстреливал.
- Я сделал Шапокляк строгое черное платье, кружевные жабо и манжеты, туфельки на невысоких каблучках, - рассказывал «СВ» Шварцман. - Вытянул нос, который она совала во все нужные и ненужные дела, сделал розовые щечки, лукавый взгляд. Ну и на голову надел цилиндр, но уже в сложенном, плоском, неуклюжем виде. И соорудил прическу с седым пучком.
У Гены тоже не было прототипа. Он работал в зоопарке Крокодилом. Лежал на берегу бассейна, и когда звонок оповещал об окончании работы, надевал шляпу, красный пиджак, брал трубку и уходил домой.
- Этого описания было достаточно, чтобы создать образ респектабельного джентльмена в белой манишке, с бабочкой, в шляпе и с трубкой, - говорил Шварцман.
МАСТЕР-ЛЕВША
Леонид Шварцман жил работой. С большой любовью и трепетом создавал «Котенка по имени Гав», «Дядю Степу - милиционера», «38 попугаев», «Снежную королеву» и другие чудесные мультфильмы. А лучшим считал «Варежку».
Был, как и Леонардо да Винчи, левшой. Но в школе выучился писать, как все.
- Повредил левую руку, - вспоминал Шварцман. - Сидел на уроках и ничего не делал. Тогда учительница заставила взять ручку в правую, и стал постепенно ею овладевать. Но рисовал всю жизнь только левой
Шварцман до конца дней создавал эскизы. Правда, редко. Все-таки рука подводила, да и глаза порой тоже.
К 2021 году нарисовал открытку: бык, чей год наступал, выбивает за пределы земного шара коронавирус. По случаю 140-летия со дня рождения Корнея Чуковского подготовил шестнадцать иллюстраций к его детским произведениям. Рисунки даже участвовали в петербургской выставке.
В ПОИСКАХ ВДОХНОВЕНИЯ
ОТЛИЧНИК СЛОНЕНОК И ДВОЕЧНИЦА МАРТЫШКА
Для того чтобы придумать облик героев, мультипликатор ходил в зоопарк.
Благо, жил в двух шагах от него - рядом с Кудринской площадью. Именно так появились герои «38 попугаев». Шварцман приходил и запечатлевал на бумаге тех, кто потом стал Удавом, Слоненком, Мартышкой.
- В основном рисовал с натуры удавов, которые были мне, в общем-то, неприятны, - признавался Шварцман. - Ну, что поделать? Все-таки главный персонаж мультфильма. Портрет этого живого змея трансформировал. Удлинил морду, нарисовал большие глаза с бровями, веснушки.
Слоненок и Мартышка получились точными копиями животных из зоопарка. Правда, Шварцман задал им характеры. Слоненок стал хорошим и старательным, интеллигентным мальчиком-отличником. Мартышка - озорной двоечницей.
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
СИЛЬНЕЕ СТРАСТИ, БОЛЬШЕ ЧЕМ ЛЮБОВЬ
Леонид Аронович сильно сдал после ухода супруги, с которой он прожил всю жизнь.
Семьдесят лет вместе. Душа в душу. Только детей не случилось… Татьяна Домбровская тоже была художником анимационного кино. Когда Леонида Ароновича спросили о том, что подарила супруга на 101 год, он говорил, что ничего, и смешно пояснял: потому что «она тоже уже не маленькая». Чуть меньше года назад, в сентябре, жены не стало. Ей было 96.
- Леонид Аронович очень переживал, - рассказала «СВ» помощница мультипликатора Жанна. - Они друг друга всю жизнь поддерживали. Сильно сник. И вскоре его положили в больницу, так как была почечная недостаточность. Становилось все хуже и хуже. И не спасли. Видимо, почки отказали.
ВИТРИНА С ВОЖДЕМ
ЛЕНИН И ТРОЦКИЙ СЛЕПЛЕНЫ ВМЕСТЕ
Художник родился и провел юные годы в столице Беларуси.
Он появился на свет почти сразу после гражданской войны в Минске. Папа был бухгалтером, мама - домохозяйкой.
Воспитывали троих детей. Старших - Наума и Генриетту и младшего - тогда Израиля. Спустя сорок лет Шварцман сменил имя и стал Леонидом.
Минск был довольно маленьким и бедным городом. И многонациональным - там жили русские, белорусы, поляки и евреи. Но никто никого не обижал - жили дружно. Дети сутками пропадали во дворе. Не было ни радиотарелок, ни приемников. И ребята играли в лапту, догонялки, салки. А если случалось оставаться дома, маленький Израиль доставал любимую игрушку - лошадку на колесиках. Или листал книжки. Разглядывал в них картинки.
Несколько лет назад Шварцман посвятил родному городу серию рисунков «Старый Минск. Воспоминания детства». На одной картинке 27-й год, центр Минска. Семилетний Израиль стоит за ручку с мамой у витрины. Разглядывает портреты Ленина и Троцкого, над которыми надпись: «10 лет Октября».
- Я тогда даже песенку придумал: «Ленин и Троцкий слеплены вместе», - улыбаясь, вспоминал Шварцман.
Артем Геодакян
Источник: Союзное Вече