|
Яна Любарская
Яна Любарская

Поэт Игорь Шаферан: секрет популярности

Поэт Игорь Шаферан: секрет популярности

Выдающийся поэт-песенник Игорь Шаферан, на замечательных, душевных и искренних песнях которого выросло не одно поколение, при рождении был наречен Гарольдом Шаферманом. Он увидел свет 13 февраля 1932 года в Одессе, а скончался 14 марта 1994 года в Москве. В этом году ему бы исполнилось 90 лет.

Детство будущего литератора прошло в старом кирпичном домике на Малой Арнаутской улице в «городе у моря». Мальчик учился в той же школе, что и Михаил Жванецкий, но на несколько лет старше. С началом войны вместе с мамой и сестрой Полиной он находился в эвакуации в Фергане. С ранних лет начал писать стихи, увлекался волейболом и боксом, работал механиком китобойной флотилии «Слава», трудился в береговой службе. В 1951 году окончил школу рабочей молодежи, поступил на зоотехнический факультет Одесского сельхозинститута. На втором курсе перевелся в вуз того же профиля в городе Фрунзе, затем отправился в Москву, в Тимирязевку. В 1956 году, со второй попытки, Гарольд Шаферман стал студентом Литературного института, где с восхищением посещал семинары своего учителя Михаила Светлова, который и предложил ему изменить фамилию и имя на более звучные: Игорь Шаферан. Обнаружив в молодом человеке настоящий талант поэта-песенника, Светлов познакомил юного студента с композитором Аркадием Островским, сочинившим музыку к первой песне нашего героя, «Береговые огоньки», исполненителем которой стал Георг Отс. Широкая известность пришла к Игорю Шаферану после того, как в Колонном зале Дома Союзов прозвучало романтическое сочинение Островского «Мальчишки». В начале 60-х годов восходящая звезда поэзии подружился с поэтом Михаилом Таничем, вместе с ним создал хит «Ходит песенка по кругу» на музыку Оскара Фельцмана. широчайшее признание получила еще одна, тоже рожденная в соавторстве с Михаилом Таничем, композиция: «На тебе сошелся клином белый свет», в исполнении Эдиты Пьехи. Широкой популярностью пользовались лирические произведения поэта «Ты говоришь мне о любви», «Будь со мною строгой», «Журавленок», «Белый танец», «Так уж бывает», «Наши мамы» и другие. Беседуем с Анной Шаферан, дочерью этой незаурядной личности, оставившей глубокий след в истории отечественной эстрады. Анна сообщила нашим читателям интересные факты о любимом папе.

***

- Анна, часто ли проводите в Москве концерты памяти папы?

- Большой, теплый, очень душевный концерт, посвященный Игорю Шаферану, прошел в российской столице какое-то время назад, в доковидные годы, весной, в гигантском концертном зале «Крокус». Готовил его, ушедший уже, к сожалению, из жизни продюсер Константин Робакидзе, наш друг, организатор крупных мероприятий, вложивший тогда в вечер все свои силы. Помню, что там, в очень теплой ауре, выступало немало артистов, все дружно пели папины песни. Впервые за все время, что Шаферан ушел из жизни (в 1994 году), мы провели такой масштабный концерт. Вообще, заполучить в Москве достойный зал, чтобы провести такое мероприятие, очень сложно. А 2-го декабря 2019 года в здании Москонцерта прошел вечер памяти Игоря Шаферана «Учитель и ученик», посвященный дружбе моего папы с его педагогом Михаилом Светловым. Цель подобных мероприятий проста, мы с моей дочкой Милашей хотим, чтобы папу помнили, чтобы его песни по-прежнему звучали, чтобы их исполняли. Радует, что от всего этого и зрители, и артисты испытывают только положительные эмоции. Обычно мы собираем полные залы тех, кто помнит и любит папины песни, получаем по завершении неподдельные, восторженные овации собравшихся и искренние, чистые благодарности. Папа и сам был очень простым, добрым, открытым человеком, не любил массовые мероприятия, крупные концерты, хотя в советское время проводить их не составляло труда. Можно сказать, сегодня продолжаем папино дело, вопреки его желаниям, но это уже — дань памяти ему и его творчеству.

- Какие качества характера вы унаследовали от папы?

- Я не пошла по творческому пути, хотя мою профессию химика-винодела трудно назвать скучной (смеется*). Папа запомнился мне и всем окружающим как довольно добрый, мягкий, веселый человек с огромным чувством юмора. Он был вспыльчивым, обидчивым, но через пять минут все забывал, словно ребенок, при этом, считался довольно земным, прекрасно понимал, что происходит. Хочу отметить, что большинство его песен актуальны и сегодня. Папины вещи достаточно современны. Все то, что важно и значимо в нашей жизни сейчас, отражено в его изумительных стихах. Игорь Шаферан обладал достаточной дальновидностью, каким-то образом многое предвидел, считался серьезным трудоголиком, работал над каждым словом, а если не получалось, мог несколько дней корпеть над одной строчкой. Люди, работавшие с ним — певцы, композиторы — поначалу привыкали к папе довольно долго и сложно, потому что он от них требовал того же, чего и от себя: высочайшей работоспособности и самоотдачи, внимания к каждой ноте. Такой подход не всегда приветствовали другие композиторы и поэты-соавторы, им не всегда нравилось что-то постоянно переделывать, изменять. Но, сотрудничая с папой продолжительное время, они в итоге понимали, что постоянное совершенствование материала просто необходимо. Когда песня становилась известной, получала признание и в нее влюблялись люди, папины соавторы понимали, что все, оказывается, было не напрасно, начинали относиться к творческому процессу с такой же серьезностью и скрупулезностью, как и Шаферан. Папа действительно умел со всеми находить общий язык, всегда поддерживал начинающих коллег, молодых композиторов, певцов. Сегодня об этом не все помнят. Двери нашего дома, в этом отношении, никогда не закрывались, у нас постоянно толпились люди, с которыми поэт работал, дружил с огромным количеством звезд нашей советской эстрады. Проще назвать тех, с кем папа не работал. Все они считались не только его коллегами, но и друзьями. Папа сотрудничал с Давидом Тухмановым, Эдуардом Колмановским, Марком Минковым, Юрием Саульским, Яном Френкелем, Марком Фрадкиным, Аркадием Островским, Георгием Мовсесяном и другими. С кем-то создал одну-две песни, с кем-то — целый ряд композиций. Все помнят культовую мелодию, которую папа вывел в жизнь вместе со Стасом Наминым: «Мы желаем счастья вам», звучавшую когда-то в каждом доме, ее любят и помнят до сих пор, что, на мой взгляд, весьма ценно и трогательно.

- Немногие знают, что Игорь Шаферан еще страстно обожал футбол...

- Верно, отец был еще и ярым спортивным болельщиком, но у него родилась дочка, а не сын. Зато я с первых дней жизни знала, что, если меня спрашивали, за кого ты болеешь, следует ответить: «Болею за “Спартак”». Папа и мама любили следить по телевизору за ходом спортивной игры. Если в этот день на голубых экранах шел матч, Игорь Шаферан ничем другим заниматься не мог, не посещал никакие другие мероприятия, чтобы не пропустить игру любимой команды, внимательно смотрел, во всем поддерживал своих кумиров на зеленом поле. Правда, предпочитал находиться в это время у телевизора, а не на стадионе, в домашней обстановке, получая от этого огромное удовольствие. Мы с мамой знали, что в это «святое» для папы время его нельзя трогать и отвлекать. Он даже в соавторстве с Теодором Ефимовым сочинил песню про любимую команду: «Я болею за Спартак», и получился своеобразный гимн-посвящение любимой команде.

- Какую роль в его жизни и судьбе сыграла Одесса? Можно ли говорить о том, что, переехав в Москву, ваш папа начал жить атмосферой российской столицы, забыв город у Черного моря?

- Нет, это неправда. Он никогда не забывал про Одессу, всегда очень ее любил, и это чувство явственно прослеживается в его творчестве. Недаром у него написано столько песен про море, про этот город. Так как папа родом из Одессы, сегодня на доме, где он жил, установлена мемориальная доска, и около нее всегда цветы, которые приносят сами одесситы. Я когда-то ездила на открытие этой доски, поблагодарила всех местных жителей, причастных к этому событию. В Москве пока нет такой мемориальной доски и, скорее всего, никогда не будет, но москвичи тоже помнят папу и очень его любят. В последние годы он нечасто ездил в Одессу, но не потому, что забыл, просто в Москве у него была совсем другая жизнь. Также, ему, трудоголику, не очень нравилось отдыхать. Он мало путешествовал, по характеру считался домоседом. Немало одесситов приезжали в гости к нему в столицу до своего отъезда в США или Израиль. Отец никогда не забывал место, где родился. Когда я была в этом городе у Черного моря, дышала морским воздухом, любовалась его домами и не могла понять, как папа мог покинуть Одессу. Думаю, это произошло, потому что ему надо было учиться, а Литературный институт находился в Москве, и он сделал свой нелегкий выбор. Так получилось, что в жизни Игоря Шаферана огромную роль сыграли два города. Одесса, где он родился и вырос, и этому месту посвящено немало морских песен, к примеру, «Я дома» на музыку Яна Френкеля, где явно выражено отношение Шаферана к своей малой родине. Второй город — Москва, куда он переехал, где учился, где встретил мою маму-москвичку. Ее отец, Б.С. Виленский, был одним из ведущих архитекторов столицы. Но в душе Шаферан все равно оставался одесситом, обладателем искрометного южного юмора, который никогда его не покидал. В его обиходе обильно присутствовали немосковские фразы, привезенные из самого веселого города Украины. Он обладал удивительным чувством юмора, открытой, неподдельной любовью к людям, знал массу анекдотов. Одесса и бушующее Черное море всегда находили отражение в его поэзии. Все, что связано с этим городом, для него было священно. Папа никогда не забывал, не предавал этот город. Михаил Пойзнер, открывавший Игорю Шаферану мемориальную доску, как дань памяти поэту, произнес, что для Одессы герой нашего повествования значит очень многое.

- Коснулся ли пресловутый еврейский вопрос этого чудесного, всеми любимого поэта, его близких?

- Бытовой антисемитизм, несомненно, коснулся нас всех, потому что к поэту-еврею в те годы, было особое отношение. Тогда, многие папины хорошие песни, чтобы навредить, просто не пропускали, и они долго «пылились» на полке, им не давали зеленый свет. Игорь Шаферан являлся членом Союза писателей, и все его творения досконально и четко отслеживались соответствующими надзорными структурами. Но даже эти препятствия не мешали ему продолжать сочинять. Он очень любил творить, не видел себя ни в каком ином виде деятельности, вкладывал в слова песен всю свою душу. Считал, что ему не нужны авторские концерты, потому что его песни должны слушать люди, и ему этого было вполне достаточно. Он был уверен, что, если его композиции понравятся людям, значит, он хорошо поработал. По характеру Игорь Шаферан всегда был очень скромным, добрым, стеснительным, не желал привлекать к своей персоне излишнего внимания. Я училась в московской спецшколе, имела по всем предметам хорошие оценки, а вот за сочинения получала низкие, сильно расстраивалась, хотя дома меня никогда за них не ругали. В результате мама попросила папу сходить в школу и поговорить. После папиного визита к той учительнице, по иронии судьбы, я стала получать хорошие оценки за сочинения, все наладилось.

- Какая именно песня Игоря Шаферана сделала его популярным?

- Сложно сказать, какая именно, таких хитов у него довольно много. Лично я люблю песню, которую папа посвятил моей маме: «На тебе сошелся клином белый свет». Она — самая лучшая, потому что ассоциируется с моим родным человеком. Мне папа посвятил песню «То ли еще будет», иронично рассказывающую про мою учебу в спецшколе. Каждому он посвящал свои композиции, в том числе самым близким. Например «Наши мамы». Считается, что известность к нему пришла после таких вещей, как «Мальчишки» и «Береговые огоньки», но мне трудно сказать однозначно, все они были написаны постепенно. Или возьмем, к примеру, народный хит «Ромашки спрятались», многие до сих пор не знают, что это не народная песня, что у нее имеется автор. Уже когда эта вещь стала мегапопулярной, папа спросил маму: «Про ромашки я знаю, но подскажи, как же все-таки выглядят лютики?». Он писал так, как чувствовал. Многие вообще удивляются, что мужчина мог сочинять такие трогательные, тонкие, яркие песни. Но он отражал в своих работах самого себя. Люблю песню «Будь со мною строгой» на музыку Марка Фрадкина. Папа писал и очень веселые стихи, и грустные, и задорные, на разные случаи жизни, придумывал свои вещи для пограничников, моряков, летчиков, но больше всего его песен посвящено морской тематике. Эпиграфом всему я бы взяла его хит «Я дома» Яна Френкеля. Он любил каждую свою мелодию, как любят всех своих детей, тщательно трудился над каждой строчкой, отрабатывал каждое слово. Однажды меня спросили, в чем секрет популярности Игоря Шаферана, и я ответила, что он делал свое дело с огромной любовью, вкладывал душу в каждое слово, в каждую строчку, в каждую букву. Хочу добавить, что меня до сих пор узнают люди, я внешне очень похожа на маму и папу, больше на папу, а внучка Милаша — на дедушку. Наши сильные рыжие гены победили! (смеется*).

Фото из личного архива семьи Шаферан

Автор выражает самую искреннюю благодарность дочери Игоря Шаферана, Анне Шаферан, и его внучке, Милаше Шаферан, за помощь в подготовке интервью.

Похожие статьи