|
Яна Любарская
Яна Любарская

Дизайнер Юлия Коган: «Без любви жить не могу...»

Дизайнер Юлия Коган: «Без любви жить не могу...»
Юлия Коган Фото: из личного архива Юлии Коган

Юлия Коган — руководитель студии «Юлия Коган», дизайнер головных уборов и этнической одежды, художник - модельер, заместитель председателя самарской еврейской общественной организации «Тарбут Лаам», супруга известного музыканта Марка Когана, яркая и творческая личность, которую знают не только в городе на Волге, но и далеко за его пределами. На ее показах этнической моды собираются люди разных профессий и национальностей, которых объединяет любовь к искусству — евреи, русские, башкиры, грузины, таджики, дагестанцы, азербайджанцы, армяне, татары, чуваши, финны и др. Сегодня наша героиня выпустила уже 11-ю авторскую коллекцию одежды и головных уборов и не перестает удивлять публику, виртуозно удерживая ее признание и внимание, с радостью продолжая свое дело.

- Уважаемая Юлия, откуда вы родом? Каким было ваше детство, чем увлекались?

- Я - родом из Костромы. У меня было прекрасное, лучезарное детство. Мои родители были нефтяниками. Отец трудился мастером на буровой, мама – главным инженером по нефтяным разработкам в научном институте. Отец и поныне всюду меня сопровождает, а также работает со мной в еврейском доме - музее г.Самары. Моя мамочка уже ушла на небеса, и после ее потери мне очень долго пришлось приходить в себя и учиться жить без нее.

1684480595323.jpg

С детства я мечтала о профессии артистки, занималась в школьной студии, параллельно - училась в музыкальной школе по классу виолончель и пела в хоре. Петь мне нравилось больше, чем играть на инструменте. Позже давала концерты, проход на которые стоил пять рублей. Мой папа много водил меня, маленькую, по разным интересным культурным местам, развивал меня, как мог, а позже - приходил послушать меня на те самые выступления, сидя в первом ряду. Именно отец когда-то настоял, чтобы я профессионально занималась музыкой.

IMG-20230513-WA0022.jpg

- Но, профессиональной артисткой, как мечталось в детстве, все же не стали?

- Судьбе было угодно, чтобы я успешно закончила ветеринарную академию в Костроме. Так хотела мама, да и меня всегда привлекала медицина, у меня хорошая память, всегда запоминала все таблетки и всех лечила, собирала какие-то травки. Учиться на артистку меня не пустили родители, посчитав это не серьезной профессией. В итоге, я могла бы быть прекрасным доктором для животных, но, как видите, я стала двигаться в ином направлении.

- Сталкивались ли когда-либо с антисемитизмом? Говорилось ли у вас дома о еврействе, в пору вашего детства?

- Нет, таких проблем лично у меня не было. Отвечая на вторую часть вашего вопроса: мои дедушки и бабушки с обеих сторон так были напуганы высылкой финнов из Ингерманландии (Ленинградская область) и Карелии - на Северный Урал и в Сибирь, и так были напуганы антисемитизмом тех лет, что их дети, мои родители, выросли вне всякой национальной культуры, кроме русской, да и нас воспитывали в том же духе. И только с нашим поколением жуткий лёд страха начал оттаивать...

- Как на ваших близких отразились Великая Отечественная война, Холокост?

- Потери нашей семьи во время войны - колоссальные, и со стороны папы, и со стороны мамы. У отца была многодетная семья, и выжили из нее – немногие, большую часть папиных близких унесло эхо Холокоста.

-Ваша студия занимается изготовлением эксклюзивных моделей этнических платьев, головных уборов. А как вообще началось ваше увлечение модой, пошивом одежды?

- Сначала я шила сама себе, когда в голодные 90-е ничего не было, кроме пустых прилавков и очередей. Мне уже тогда нравились головные уборы, и я старалась, чтобы моя голова была прикрыта, но не просто колхозным платком, а шляпкой с мехом или иным стильным аксессуаром. Когда с началом перестройки на нашем рынке был дефицит тканей, принялась перешивать старые меховые шапки хорошего качества, имевшиеся дома. Причем делала это достаточно успешно. И пошло – поехало. Интернет еще не появился, и я часто наведывалась в библиотеку, находила в книгах какие-то интересные модели и выкройки, с которыми в дальнейшем работала.

IMG-20230513-WA0033.jpg

- Получается, научились шить самостоятельно?

- Скорее, это умение перешло мне от мамы, которая умела делать все – и вязать и шить, она меня всему и научила. Когда мне исполнилось 40 лет, я стала искусно вязать крючком и творить чудеса. Не хочу хвастаться, но сейчас потрясающе вяжу крючком платья, костюмы, причем, никакие схемы не использую, все делаю «на глаз».

- Какова сегодня глобальная цель работы студии «Юлии Коган» и вас, как модельера? Одеть наших дам в эксклюзивную, качественную одежду, которой больше ни у кого нет? Или что-то еще?

- Во-первых, конечно же, нарядить наших женщин в уникальные платья и костюмы, которых больше ни у кого нет. Во-вторых, с помощью своей студии, хотела показать и доказать, что еврейская одежда для представительниц прекрасного пола, соединившая в себе веяния как Востока, так и Запада, выполненная в рамках цниюта, нашего закона о скромности, может быть модной, красивой, стильной и современной. Такой, что нашими еврейскими женщинами, одетыми в мои изделия, можно бесконечно любоваться!

IMG-20230511-WA0067.jpg
IMG-20230515-WA0006.jpg
IMG-20230511-WA0058.jpg

- Понятно…

- Мне всегда хотелось выделиться из толпы, одеть на себя нечто эксклюзивное и качественное. И постепенно решила открыть свое дело, популяризируя еврейское платье, наши еврейские головные уборы, несомненно заслуживающие внимания. Начинала со своих подруг, постепенно мое увлечение росло, расширялось, развивалось, так и появилась студия «Юлия Коган». Активно собирала людей, покупала ткани, взаимодействовала с профессиональными портнихами. Хочу выделить нашу самую классную портниху - Оксану Кецлах, безмерно ей благодарна! В нашем тандеме я выступаю в роли дизайнера, а она умеет искусно выполнять всю техническую часть.

IMG-20230513-WA0034.jpg
IMG-20230513-WA0027.jpg

- Каков основной портрет вашей целевой аудитории, Юлия? Это — только еврейские женщины? Или к вам может заглянуть любой желающий?

- Студия «Юлия Коган» рассчитана на всех желающих к нам прийти, разделить с нами радость творчества, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Портрет моей аудитории, в целом — самый разный, одеваю и прекрасных дам, и детей, и мужчин, людей старшего и среднего возраста. При этом, разумеется, большая часть моих клиентов – еврейские женщины, еврейские семьи. Изначально, у меня была определенная установка — не привлекала к сотрудничеству молодых профессиональных манекенщиц, мои модели одежды демонстрируют мои же давние подруги, которые со мной давно дружат и дышат одним воздухом. Потихоньку стала шить их детям, задействовала в дефиле моды их пап, своих мужчин, а для сильной половины человечества делала толстовки, мужские аксессуары, галстуки с элементами еврейского искусства и культуры.

IMG-20230513-WA0037.jpg
IMG-20230507-WA0021.jpg
IMG-20230507-WA0022.jpgIMG-20230517-WA0079.jpg
IMG-20230513-WA0041.jpg

- Вот это да-а…

- Сегодня мне несомненно есть, чем гордиться! Недавно, мы отметили пятилетие нашей студии, за это время достаточно успешно провели 11 показов нашей коллекции на разных площадках города, и ни один из них не был похож на другой. Каждый - самый лучший, самый волшебный, самый оригинальный. Отмечу: никогда не провожу свои показы в Домах культуры, стараюсь делать это в достойных ресторанах, в иных локациях.

- Вы также являетесь экскурсоводом в еврейском доме. Расскажите немного про свою работу.

- Для меня это даже не «работа», а любимое дело, когда имею возможность творить, полностью растворяясь в искусстве и творчестве… В Cамаре есть чудесный этнический парк, где представлены 20 этнических домов – музеев, и каждая этническая общественная организация оформляла свое жилище по своему проекту — покупала в него все необходимое, по крупицам собирала экспонаты, чтобы как можно более точно представить посетителям  культуру и быт своего народа. Важно подчеркнуть, что этот великолепный этнопарк с его разнообразными колоритными объектами построил бизнесмен Хугаев Ростислав Ерастович. Благодаря ему мы обрели свой настоящий еврейский очаг, который уже самостоятельно снабжали предметами и экспонатами культуры нашего народа. У нас есть уголок еврейского портного, есть место, где представлен весь исторический трудовой путь наших образованных, начитанных собратьев, начиная от ремесленных профессий евреев, до их творческих специальностей — музыкантов, ученых, врачей, адвокатов, ювелиров, часовщиков, писателей. Вокруг нашего дома в этнопарке высажены деревья, в целом — это жилище городского образованного еврейского жителя, чем оно отличается от иных, соседствующих с ним построек сельского типа.

IMG-20230511-WA0063.jpg
IMG-20230513-WA0019.jpg
IMG-20230513-WA0016.jpg
IMG-20230511-WA0081.jpg
IMG-20230511-WA0080.jpg

- Интересно…

- Хочу также добавить, что мы сами, дружно, всей «мишпахой», высаживали деревья вокруг этого еврейского дома. Нам предоставил их Михаил Ильич Фаерман, директор совхоза «Тепличный». И я лично помню историю каждого нашего саженца. Помогали и наши друзья — Роман Владимирович посадил тую, Ирина - шикарные георгины, Оксана Ковнир с мужем Владимиром подарили нам елку, и она у нас прижилась. Наш этнопарк - красивый, оригинальный, аутентичный, расположенный в поселке Волгарь. Каждый дом здесь дышит своим этносом и несет свою культуру. Благодаря этому проекту я также могу популяризировать нашу еврейскую культуру, делать так, чтобы о ней знали евреи и не евреи, чтобы ею интересовались представители самых разных народов. Проводя экскурсии перед публикой в своих же авторских нарядах, символизирующих еврейскую женщину, выкладываюсь на 200 процентов. Каждая моя экскурсия — авторская, уникальная, разработана лично мной и никогда не повторяется. Для малышей — строю программу в нашем еврейском доме - музее одним образом, для взрослых, которые, приходя к нам, порой вспоминают своих бабушек и дедушек — по-другому. Да, у меня не получилось стать артисткой, как мечтала в юности, но сейчас воплощаю весь свой талант в еврейском доме, и мои экскурсии, это – «театр одного актера и мини-спектакль». Еще аналогия со сценическим миром — после моих экскурсий благодарные слушатели всегда долго аплодируют, в знак того, что им очень понравился мой рассказ, что тоже безумно приятно…

- Остается ли у вас время, при таком напряженном графике, чтобы помогать супругу, Марку Львовичу, в еврейской общине города?

- Конечно, помогаю мужу в общине практически круглосуточно и получаю от происходящего огромную радость. Мы вместе делаем общее дело, чтобы сохранить наш великий идишкайт для современников и потомков.

IMG-20230511-WA0069.jpg
IMG-20230517-WA0080.jpg
IMG-20230511-WA0070.jpg
IMG-20230513-WA0025.jpg
IMG-20230511-WA0077.jpg

- Из кого сейчас состоит ваша семья?

- Мой сын – журналист, уже взрослый молодой человек, достаточно известный в городе, работает на телевидении, дочь моего мужа трудится преподавателем английского, она — умная и креативная женщина, выучила немало детей.

Дома у нас в полной мере соблюдаются все еврейские традиции, употребляем с супругом лишь кошерную еду, в одежде я соблюдаю цниют. На публике, как и полагается еврейским замужним женщинам, стараюсь закрывать волосы, и когда нахожусь в головном уборе, мне достаточно комфортно. У меня есть определенный стиль, который никто не в силах повторить. Уверена, что в женщине должна быть какая-то изюминка, что-то оригинальное, отличающее ее от других. И различные головные уборы в этом плане — моя «фишка». Головные уборы — мой фирменный стиль, меня часто по ним узнают. В моей коллекции уже более 300-т аксессуаров, покрывающих волосы.

Кстати, помощницы по домашнему хозяйству у меня нет, все успеваю сама, сочетая ведение быта с общественной деятельностью, как и мои подруги.

- Откуда черпаете вдохновение?

- О-о, вот – мой самый любимый вопрос! Люблю простор, свободу, свежий воздух, и главное, чтобы никто мной не командовал. Мне непременно нужно «летать», быть влюбленной — в погоду, в природу, в людей. Без любви жить не могу! И именно это чувство дает мне силы творить, дарит вдохновение.

Мои подруги, коллеги, которые демонстрируют еврейскую моду, во всем меня поддерживают, никогда ни в чем не отказывают. С самого начала моего модного проекта со мной: Елена Хенкина, Елена Бойцова, Марина Генсон, Вика с малышкой Касандрой, Оля с сыном Аркадием, Татьяна Боярская. «Один - в поле не воин», если бы не они — ничего бы не было.

IMG-20230513-WA0036.jpg
IMG-20230511-WA0075.jpg
IMG-20230513-WA0046.jpg
IMG-20230513-WA0035.jpg
IMG-20230513-WA0029.jpg

- Боритесь ли вы с плохим настроением, если оно случается, или «плывёте по течению»?

- Благо, плохое настроение бывает редко, но если оно случается, никогда и никому его не показываю. От внезапно нахлынувших грустных мыслей, как всегда, спасает творчество, живу в своем волшебном мире, постоянно слушаю красивую музыку, продумываю новые коллекции одежды – платья, головные уборы. Вдохновляюсь музыкой, природой, общением, красотой и любовью. Еврейская музыка, которую мы впитали от наших мам и бабушек, всегда спасала евреев, даже в самые тяжелые, страшные времена. Живу в любви и уважении по отношению друг к другу.

- А как проводите свободное время?

- Свободного времени у меня очень мало, всегда какие-то дела – еврейский дом в этнопарке, еврейская община, моя студия, то есть я постоянно в движении. В основном, расслабляюсь на даче, где высадила свой любимый японский садик. Там собираемся с семей, с друзьями и пьем чай. Вообще, по привычным меркам — немного отдыхаю, потому что обожаю свою работу, мне постоянно надо быть в движении. Помните, выражение «Любите свою работу, и у вас не будет ни одного рабочего дня»? Так и я. Пару дней могу отдохнуть на даче, полить цветочки, посмотреть на свой чудный японский садик и снова рвусь в город, чтобы воплощать в жизнь свои новые творческие идеи!

- Вы также регулярно приходите на уроки Торы для женщин в городской синагоге. Что вам дают эти занятия? И за что любите Самару?

- Верно, посещаю уроки Торы в нашей синагоге на Садовой уже 10-й год. В ней работает габай Игорь Шейнин — наш «вожак», педагог, который и ведет у нас эти занятия. Без них я бы не смогла полноценно проводить экскурсии в нашем еврейском этнодоме. Сначала, первые годы, мало что понимала из того, что говорит наш учитель, но постепенно начала разбираться в тонкостях законов иудаизма и «втянулась» в процесс. Также, огромную часть знаний получила от своего супруга Марка Когана. Очень благодарна своим наставникам в этой сфере, которые открывали мне глаза на нашу Священную книгу. Среди них также — Яков Трахт и Геннадий Павлов, которые, как и Игорь Шейнин, горячо поддерживают мое стремление учиться новому и дают мне главные основы иудаизма.

Говоря о Самаре — это для меня, как уже поняли читатели — не родной город, приехала сюда вместе с супругом, после замужества. Марк Львович работал здесь в оркестре. Сначала город был мне чужим, но постепенно стал любимым и родным, уже никуда отсюда не хочу уезжать, меня очень многое с ним связывает. Благодарю Б-га, что оказалась тут, где моя любимая набережная, река Волга, моя семья, друзья, единомышленники. Самарские евреи – весьма неординарные, смелые, неравнодушные, одухотворенные люди, с упоением наслаждающиеся искусством, творческой, духовной жизнью.

- В чем секрет вашего крепкого союза с мужем, известным дирижером Марком Коганом?

- Мы с супругом вместе - уже почти 15 лет. Двое творческих людей, обитающих под одной крышей — непростая история! (смеется*) Но мы живем своей работой и творчеством, своими проектами. Наверное, успешный секрет нашего союза состоит в том, чтобы мы не мешаем друг другу, а помогаем, дополняем. Марк Львович мне очень многое дал, для меня он и учитель, и муж, и преподаватель по еврейской традиции, ведь до него мои знания в области иудаизма были довольно поверхностны.

IMG-20230513-WA0045.jpg
IMG-20230513-WA0021.jpg
IMG-20230517-WA0085.jpg
IMG-20230513-WA0040.jpg

- О чем мечтаете?

- Обожаю мечтать… Мне бы очень хотелось, чтобы все были здоровы и счастливы, и чтобы филиалы студии «Юлия Коган» появились бы не только в России, но и в Израиле, и чтобы я смогла нарядить и израильских женщин, которые когда-то репатриировались.

- Чем бы хотели закончить наш увлекательный разговор?

- В завершении беседы, хотела бы поблагодарить людей, которые мне очень дороги и играют большую роль в моей жизни. Это — Боярский Леонид Соломонович — весьма интеллектуальный, интеллигентный человек, наш «локомотив», каждый раз он финансово мне помогал и до сих пор поддерживает и воплощает в жизнь все мои идеи. Люблю его и очень ему признательна. Без него не было бы модного проекта Студия «Юлии Коган». Также, на моих показах часто выступают юные модели, демонстрирующие мою одежду, это — дети моих друзей, коллег, единомышленников. Низкий поклон от меня родителям этих ребят.

Важно также упомянуть Наталью Львовну Клячкину, стоявшую у истоков создания еврейского дома-музея в этнопарке, которая внесла огромный вклад в его создание. Есть еще мой друг Илья Меерсон, когда-то эффектно демонстрирующий зрителям толстовки от брэнда «Юлия Коган», мы дружим семьями. Он также стоял у истоков нашего еврейского дома-музея и вложил в него немало времени и сил. Несколько слов благодарности хочу сказать начинающей певице Марии Генгут и представителю местных властей — Долганову Дмитрию Александровичу.

Хотелось бы особо отметить и моего наставника, друга, мою вторую маму, которая мне очень помогла, посвятив в особенности разных национальных культур, это — Надежда Петровна Осипова — профессиональный историк с огромным опытом работы в этноконфессиональной сфере, которая всегда меня выслушает и даст дельный совет.

«В здоровом теле — здоровый дух!» Безмерно благодарна самарскому доктору Олегу Исааковичу Фридману за то, что благодаря его заботе и вниманию могу и дальше творить, наслаждаться каждым днем, даря и другим счастье и радость!

Ну и конечно же – самая главная, огромная благодарность моему любимому мужу и моим родителям за то, что они меня вырастили, воспитали, дали качественное образование. Заложенные моими папой и мамой основы, их тепло, нежность, забота и безмерная любовь поддерживают и согревают меня каждую минуту, на протяжении всей жизни…

Для желающих посетить в Самаре Студию «Юлия Коган», этнопарк в поселке Волгарь, где находится гостеприимный еврейский дом - музей или местную общину «Тарбут Лаам», оставляем контакты нашей героини: yuliya.hemda13@gmail.com; 8937-201-29-17

Фото — из личного архива Юлии Коган

IMG-20230517-WA0082.jpg
IMG-20230513-WA0028.jpg
IMG-20230513-WA0039.jpgIMG-20230511-WA0073_cr.jpg
IMG-20230511-WA0051.jpg
IMG-20230517-WA0084.jpg
IMG-20230515-WA0004_cr.jpg
IMG-20230506-WA0010_cr.jpg
IMG-20230511-WA0050.jpg



Похожие статьи