Шикса и шадхен

Швейцарская публика обсуждает традиции еврейского сватовства — об этом поведала немецкая еврейская газета Jüdische Allgemeine.

Самый успешный швейцарский фильм прошлого года — экранизации романа Томаса Мейерса «Неуклюжее путешествие Волькенбруха в объятия шиксы» — история юного Моти из ортодоксальной еврейской семьи, которого угораздило влюбиться в нееврейку.

Речь идет об исканиях и метаниях молодого человека, чьи родители (особенно его мама), похоже, не имеют другой заботы, кроме как загнать своего отпрыска под хупу. И вот мама Волькенбруха знакомит всех девушек своего круга со своим сыном — но безрезультатно.

Что ортодоксальные родители при сватовстве детей в первую очередь присматриваются к своему окружению, это не экранная история, а обычная практика, утверждает Алиса Винтер, 22-летняя студентка-юрист, написавшая свою выпускную работу при окончании средней школы на тему «Шиддухим: между любовью и принуждением?» с подзаголовком «Сватовство в еврейском ортодоксальном мире»

Поскольку фильм идёт в швейцарских кинотеатрах, здешняя публика сразу заинтересовалась вопросом, как же знакомятся ортодоксальные мужчины и женщины на просторах между Цюрихом и Женевой. Так Алиса Винтер стала востребованным спикером в швейцарских СМИ.

Для работы, которая была написана четыре года назад, но с тех пор не утратила своей актуальности, она брала интервью у религиозных евреев Цюриха. Ей пришлось выбирать женщин в качестве собеседников, ибо мужчины-харедим на такие темы с женщиной не разговаривают. «К этому я отнеслась с пониманием», — говорит Винтер.

«В религиозных кругах, в том числе и здесь, в Цюрихе, полагаются на шидух» (знакомство через профессионального свата), — резюмирует она в итоге своей работы. «Ухаживание так, как оно происходит в светском еврейском и нееврейским мире, для ортодоксальных матримониальных намерений неприемлемо. И даже ортодоксальные сайты знакомств или социальные сети проблематичны: на этих страницах вы должны раскрыть определенную личную информацию, а это совершенно не принято в ортодоксальных кругах».

Таким образом, остаются родительские сговоры или обращение к брачному посреднику — шадхену или шадханит. И там давление, которое родители или социальная среда оказывают на желающих найти спутника жизни зачастую велико. «Такое давление это факт» — признает на основании своих исследований Алиса Винтер. Но она подчеркивает: «Принудительный брак, как об этом время от времени сообщается в швейцарских СМИ, определенно исключен для религиозного еврейского сообщества в этой стране».

Но как молодая женщина видит сватовство для себя? У Алисы Винтер на этот счёт есть четкая позиция. «Если бы мои родители, которые хорошо меня знают, хотели познакомить меня с кем-то, я бы, конечно, посмотрел на этого человека. Но шидух, при котором мы должны быть помолвлены уже после первой или второй встречи, исключён. Это определенно не мой вариант».

Перевод с немецкого Виктора Шапиро

Похожие статьи