|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Рувин Бен-Ционович Мушаилов: «Каждый ребёнок одарен от Бога»

Рувин Бен-Ционович Мушаилов: «Каждый ребёнок одарен от Бога»

Ранее в Хадере успешно действовал кавказский культурный центр, при котором был открыт музей горских евреев (основанный светлой памяти Борисом Едигаровым). Здесь же проводились различные мероприятия, действовали курсы и кружки. Один из проектов культурного центра курировал шахматный тренер Рувин Мушаилов. Шахматные занятия проводились два раза в неделю, действовали взрослая и детская группы, периодически проводились шахматные турниры.

Рувин рассказал мне не только о себе, о тренерской карьере, но и остановился на истории рода Мушаиловых. О некоторых его представителях имеются публикации на нашем сайте. На интервью Рувин пришел с папкой с генеалогической картой (родословным древом) его семьи, выполненной им лично.

- Рувин, обычно интервью начинается со знакомства. Расскажи, пожалуйста, немного о себе.

- Я родился в 1957 г. в Дербенте. Мои родители, вечная и светлая им память:

- Бен-Цион Иосифович Мушаилов (1926-2019) работал многие годы в колхозе «Путь к коммунизму»;

- Хая Шабатаевна (1927-2016) родилась в Махачкале, происходила из известного рода Назаровых.

В 1965 г. я пошёл в школу и с отличием окончил её в 1972 г. Моё школьное сочинение, посвященное Маме, победило на литературном конкурсе. В школьные годы я неоднократно принимал участие в республиканских олимпиадах по математике и физике. После школы поступил в строительный техникум в Махачкале и одновременно подрабатывал лаборантом в школе №5, директором которой был мой дядя Александр (Авраам) Шабатаевич Назаров. Он же мне привил любовь к шахматам. В 1976-1978 гг. я служил в армии, в строительных войсках, был командиром отделения.

- Чем старше становится человек, тем активнее он начинает интересоваться историей своего рода. Как я вижу, вы попытались исследовать генеалогию Мушаиловых…

- Да я попытался исследовать то, что мне было доступно, начиная от прадеда Биньямина и его супруги Рахиль. У них было пятеро детей: Илову-Хаим, Ботор, Содугъ, Исуф и Истир. Наш род берёт начало от самого Моше Божественного (Моше-Эли), а по-русски произошедшая от этого имени фамилия пишется: «Мушаилов». Мой дед Исуф был женат на Ливго (в девичестве Асаилова), у них было четверо детей: Симанду, Зоволу, Рут и мой отец Бен-Цион. Папа работал долгие годы в колхозе, затем был проводником. Мама, Хая, работала на Дербентском хлебозаводе, что был расположен напротив нашего дома, по адресу: 3-го Интернационала, 13. Нас у родителей пятеро: дочери Сивьё и Шунамит и сыновья Гершум, Яшаягу и я, Рувин.

- Как мне известно, ваш род дал немало известных людей…

- Двое из братьев моего отца, светлой памяти Семён (Симанду) и Зоволу, проживали с семьями в Нальчике. Хотелось бы отметить их детей и внучку, это:

- Борис Семенович Мушаилов ז"ל — ветеран ВОВ;

- Юрий Семёнович Мушаилов ז"ל — художник, приобретший всесоюзную известность;

- Эдуард Зоволуевич Мушаилов, доктор наук, профессор, был деканом одного из факультетов Кабардино-Балкарского университета в Нальчике (ныне проживает в городе Модиин, Израиль), его дочь Ханна Эдуардовна Нуриэль-Мушаилова, получила степень PhD уже в Израиле.

Моя сестра, Шунамит Бен-Ционовна Абрамова (Мушаилова), до репатриации работала старшим научным сотрудником в дербентском музее. Она была лично знакома с Расулом Гамзатовым и его супругой Патимат, которая в те годы была министром культуры Дагестана. Шунамит, как научный сотрудник, оценивала дагестанские ковры, шедшие на экспорт.            

- Как мне известно, вы работали на заводе №5 «Радио-Элемент». Какую должность вы занимали?

- Я работал инженером-строителем на заводе «Радио-Элемент» в 1979-1993 гг. По совместительству занимался спортивными программами отдела ОКС. Окончил курсы командиров гражданской обороны и техники безопасности строительных работ. Неоднократно принимал участие в городском чемпионате по шахматам. Был знаком со многими известными шахматистами нашего древнего города. Завод №5 был филиалом новгородского завода, где работало несколько тысяч человек. У нас выпускали трансформаторы, действовало несколько цехов, отдел капитального строительства (ОКС)  и ремонтно-строительный участок (РСУ). У завода имелись свой жилой фонд, столовая, детский садик и, конечно же, комсомольские и партийные организации.  

- С развалом СССР закрылись многие заводы и фабрики, эта участь не минула и ваш завод «Радио-Элемент». Куда судьба забросила вас в это непростое время?

- В 1993 г. я основал частное предприятие, которое возглавлял до 2000 г. Мы занимались ремонтно-строительными работами в Дербенте и Дербентском районе. Затем я переехал в Москву, где на протяжении десяти лет работал по строительным договорам. Может и дальше продолжал бы работать и жить там, но по просьбе пожилых родителей пришлось в 2011 г. совершить алию. В Израиле более шести лет проработал в частной кампании в должности геодезиста.

- Рувин, как ты считаешь, почему столь популярные в СССР шахматы не получили такого широкого распространения в Израиле?

- Я думаю, потому, что Израиль не уделяет достаточного внимания развитию спорта, как было принято в Советском Союзе. Если бы уделяли, выделяли средства, то многие спортсмены прославили бы нашу страну на весь мир. А шахматами дети должны заниматься с ранних лет для развития умственных способностей, ведь каждый ребёнок одарен Богом. Как говорится в знаменитом советском фильме: «За державу обидно!». Среди наших соплеменников в Дербенте было немало сильных шахматистов: Михаил Шербатов, Изик Ашуров, Борис Атнилов, Аркадий Ирмияев и многие другие.

Похожие статьи