Грозное слово правды

Грозное слово правды

Вышел в свет капитальный труд Галины Агароновой – двухтомник критических статей и рецензий, изданный в библиотеке израильского периодического журнала «Мысль» (Ашдод, 2015) и посвященный ее Учителю и наставнику Григорию Борисовичу Окуню. 

Имя члена Союза писателей, доктора философских наук Галины Агароновой хорошо известно в литературных кругах Израиля. Талантливый поэт, прозаик и переводчик, она обратилась к литературно-критической и литературоведческой деятельности, пройдя основательную школу обучения у академика Г.Б Окуня.

Литературно-критические статьи Агароновой регулярно печатались в журналах «Мысль», «Русское литературное эхо», «Наука». Первой крупной ее работой в этой области стала книга «Дорога на Парнас», за которой последовали книги «Как оседлать Пегаса» и «У муз в гостях». Исследованию целого пласта русскоязычной художественной литературы эпохи Большой Алии Галина посвятила докторскую диссертацию «Феномен русской литературы Израиля рубежа веков», успешно защищенную ею в 2011 году.

Однако последний труд Галины Агароновой «Наедине с музой», вошедший в 4-ый том собрания ее сочинений, мне представляется наиболее значительным. Он открывается вступительной статьей Г.Б.Окуня «Критик и критика. Феномен русской литературы Израиля», которой предпослан эпиграф: «Если хочешь быть впереди классиков - пиши предисловие к ним». 

Высоко оценивая литературно-критическую деятельность автора книги, он, в частности, пишет: «Авторитет израильского критика Галины Агароновой завоеван высокой взыскательностью, прямотой в суждениях о литературе. Являясь критиком строгой взыскательности с взвешенностью суждения, она изрекает грозное слово правды. В этом залог ее влияния на литературу».

В двухтомнике «Наедине с музой» Галина, как и в предыдущих книгах, выходит за пределы исследования собственно русскоязычной литературы в Израиле и обращается к широкому спектру имен и эпох в истории всемирной литературы. 

Более того, она идет еще дальше, захватывая области, не имеющие прямого отношения к художественной литературе: театр, изобразительное искусство, музыка, история, религия, судьба еврейского народа, мышление, психология, медицина и др., высказываясь на эти темы не менее профессионально, чем на литературные. 

При этом поражает громадная эрудиция Галины, ее способность «проглатывать» огромное количество книг, без чего невозможна работа критика и литературоведа. Ее эрудиция проявляется также в подборе большого количества эпиграфов из высказываний знаменитых писателей и философов, которыми она по примеру своего учителя Б.Г.Окуня предпосылает свои статьи.

В 1-ой книге двухтомника «Наедине с музой», имеющей подзаголовок «Взгляд из будущего»», Агаронова анализирует книги о Шекспире П. Акройда и Е. Парнова, труды по еврейскому вопросу Р. Рабича, В. Кудряшова, А. Мучника, В. Кожинова, публикует очерки о римском поэте Овидии, английском премьере еврейского происхождения Б.Дизраэли, о Шагале-стихотворце, художнике К.Малевиче, докторе психологии М.Ярославском, помогшем ей советами в начале ее творческого пути, пишет о книгах Л.Каца, С.Кржижановского, А.Сокола, Д.Андреева, И.Блаженного, Д.Ратнер, Б.Элькона, Е.Беликова, Ф.Юсуфовой и Х. Рафаэль, Н.Рождественской, В.Розенберга, Д.Беленького, Г.Малкина, С.Шульмана, дает оценку стихам И.Мозжериной, И.Радиновской, Л.Амирова, Д.Аркадина, О.Маслова, Ю.Полиеского, М.Богуславского, Э.Фузайлова, Г.Бычкова, Э.Ракитской, Я.Голодца-Красильщикова, А.Гошиной, Б.Айнбиндера, Э.Савченко, прозе Л. Финкеля, Е. Баевера, И.Голды, С.Щербы, Д.Шапиро и др., пародиям Я.Руппы, печатает заметки о теории литературы (новелла, сонет, лирика) и под рубрикой «Личное, очень личное» заканчивает 1-ю книгу пронзительным очерком «Крик одинокой души» и стихами, посвященными брату Эдуарду.

2-ая книга двухтомника Галины Агароновой предваряется предисловием председателя Федерации Союзов писателей Израиля Э.Бауха «Критика, как художественное прозрение», где он, положительно отзываясь о ее литературно-критической работе, пишет: «Критика такого рода укрепляет чувство, что она, критика, существует еще и для того, чтобы не дать истинной книге утонуть в потоке печатной продукции, которая крепчает день ото дня, в которой второстепенное, а нередко и вовсе бездарное, выдается за первейшее, а истинное замалчивается».

Во 2-ой книге «Наедине с музой» в фокус внимания Г.Агароновой попадают прозаики Ф.Кривин, снова Л.Финкель и Е.Баевер, Г.Фельдман, Ф.Шутман, С.Данилова, М.Елизаров, М.Хейли, Л.Горенштейн, Р.Ульчина, М.Меламед (она же поэт и бард), Р.Мушаилова, А.Лифшиц, Д.Ратнер, А.Бацаль, поэты В.Смолдырев, А.Городницкий, Е.Горобец, В.Матвийко, Л.Клиэ, И.Данкин, А.Черепов, Б.Дадашев, Б.Есипович, И.Голда, С.Цванг, И.Рувинская, И.Фрейдина, Л.Дынкин, М.Кедем, Г.Грохольский, М.Ямит-Зарецкая, поэт, фотограф и иллюстратор Л.Петрова, поэт и исследователь живописи Г.Подольская, поэт и мастер вышивки Р.Гутман, художники Л.Красильникова, И.Капелян, А.Лившиц, М.Хазан, пианисты М.Бурштин, Ф.Хармац, А.Романо, медсестра Р.Элстер, Е.Шиндельман (книга о детях), В.Пономарев (книга об Ашдоде), В.Чайковская (поэтический самоанализ в соавторстве с В.Митник) и альманах поэзии «Иерусалимские голоса» (за 2003 год). Отдельный очерк «Незабываемый дар общения» Галина с любовью посвятила своему учителю - академику Григорию Борисовичу Окуню.

В конце 2-ой книги двухтомника помещены отзывы о литературно-критической деятельности Г.Агароновой, принадлежащие перу профессоров Г.Окуня, А.Недувы, Д.Ратнер, В.Белого, С.Лебензон, М.Ярославского, Н.Балабана, А.Сокола, члена СП Израиля Ф.Купермана и преподавателя русского языка и литературы О.Борисовой.

Я от души поздравляю доктора философских наук Галину Агаронову с выходом ее фундаментального труда «Наедине с музой», который, я верю, займет подобающее место в панораме русскоязычной литературы в Израиле. Свою рецензию мне хочется закончить высказыванием о ней доктора психологии Михаэля Ярославского: «Галина Агаронова в своих многочисленных рецензиях фиксирует внимание на участие в художественном литературном творчестве сознания и подсознания, разума и интуиции… В своих критических обзорах произведений русскоязычной литературы Израиля она подчеркивает, что поэтическое постижение душевных процессов – дело интуитивного, а не аналитического таланта, что путь психоанализа дает значительный импульс для литературной критики». Трудно с этим не согласиться! Мне думается, что при всей важности для Галины собственной творческой работы, именно в литературно-критической деятельности она нашла свое подлинное призвание.

Вячеслав Давыдов (Барух),
член Союза писателей Израиля,
Доктор искусствоведения

Похожие статьи