Для каждого из нас наша историческая родина стала родной сравнительно недавно. И здесь, в условиях, в которых мы живем, нам бы хотелось сохранить частичку своей самобытности, ведь наряду с тем, что нам приходится вливаться в израильское общество, мы всё равно остаемся выходцами с Кавказа. У нашего народа сложились свои традиции и обычаи, которые связывают нас с таким далеким, но таким родным Кавказом.
В своей статье хочу рассказать о проблеме, которая остро стоит перед общиной горских евреев города Пардес-Хана Каркур.
Пардес-Хана-Каркур – это поселение городского типа на севере Израиля, на самом берегу Средиземного моря. Здесь поселились выходцы с Северного Кавказа (из Махачкалы, Дербента, Буйнакска, Хасавюрта, Грозного, Нальчика и др.) и из Азербайджана (из Баку, Кубы), численность их – более 7000 человек из 36 000 горожан, т.е. пятая часть всего населения.
Но, к сожалению, на протяжении многих лет община горских евреев не имеет своей синагоги. Когда-то, более 40 лет назад, кавказской общине Пардес-Хана-Каркур для синагоги было выделено маленькое неприспособленное помещение, где даже нет молельного зала для женщин. Учитывая, что с тех пор численность горских евреев города увеличилась в 4–5 раз, помещение это абсолютно не подходит под синагогу. Скорее всего, его можно использовать как подсобное помещение, но не как синагогу.
Мне удалось побеседовать с одной из жительниц города Пардес Хана Каркур – Марианной Яшаевой. Марианна работает в мэрии, но все попытки поднять проблему на муниципальном уровне замалчиваются.
Вот что она говорит по этому поводу:
«К великому моему сожалению, наша кавказская община, хотя она и не малочисленна (Худо мошуморо), не имеет своего Б-жьего храма, то есть у нас нет своей синагоги, и мы вынуждены посещать синагоги других общин, у которых аж по две синагоги на каждой улице нашего города. А кавказская община даже одной не имеет (стыд и позор нам). Марокканцы, тайманцы, ашкеназим, иракцы, выходцы из Эфиопии – все имеют синагоги в нашем городе.
У нас нет того места, куда бы нам хотелось прийти с гордостью и с радостью выполнять заповеди, данные нам свыше, где нам хотелось бы молиться, давать цдаку и не теряться среди иных общин, т.е. чувствовать себя комфортно среди СВОИХ.
Все желающие молиться вынуждены ходить в «чужие» синагоги. Вы скажете: какая разница, где молиться, ведь Б-г везде один, на каком бы языке мы ни говорили? А я отвечу вам, что разница есть. Вы спросите: почему же мы не обращаемся с претензиями в мэрию? Обращались, но это их мало касается. Синагоги в наше время процветают за счет пожертвований прихожан.
Почему мы должны давать цдаку в синагоги, где даже в Йом-Киппур не можем получить место в молельном зале – и не потому, что нет места, свободного от скопления прихожан, а потому, что все места именные, т.е. купленные.
Дело было в прошлый Йом-Киппур. Войдя в молельный зал, я выбрала себе местечко поудобнее, не подозревая, что оно за кем-то числится. Хозяйка «трона», на котором я удостоилась сидеть, расположилась впереди меня. Обернувшись, она обратилась ко мне с претензией, что это ее место. Я, шокированная заявлением уважаемой рабанит, поинтересовалась, где записано, что это ее место. На что сидящая рядом с ней мадам заявила мне, что это место куплено. И как оказалось, «трон» действительно помечен инициалами уважаемой рабанит.
И знаете, если бы не поведение этих уважаемых рабаниёт, может, я бы и не решилась на то, чтобы открыто это обсуждать. Но верно же говорят: не было счастья, да несчастье помогло. Вот я сидела на «чужом» месте и думала, почему же у такой мощной и влиятельной общины, как горские евреи, нет своего помещения в Пардес-Хане? Чем мы хуже?»
Марианна не единственная, кому небезразлична эта проблема. Дочь известного нам горско-еврейского поэта, драматурга и переводчика Сергея Давидовича Изгияева – Роза (Руспо) Давыдова (Изгияева), в свою очередь, делает всё возможное и невозможное, чтобы добиться хоть какого-то результата для общего благого дела.
На протяжении почти года мы с Розой и равом Равино Аароновым (Роберт Агарунов) стараемся хоть что-то сделать для нашего общего дела – непростого, но благого. Но все наши начинания терпят фиаско по одной лишь причине – нет места. Например, совсем недавно решили общими усилиями организовать церемонию афрашат хала (мицва отделение халы). Цель этой церемонии – начать сбор средств на строительство синагоги в нашем городе. Договорились с рабанит, выбрали подходящую дату по еврейскому календарю, пригласили женщин, подготовили флаеры, была приглашена съемочная группа… Но когда мы пошли и посмотрели на место, которое муниципалитет выделил под клуб для кавказских евреев, это оказалось бомбоубежище, где может поместиться менее 20 человек, а женщин, желающих прийти на церемонию, было более 50…
Потом Розе пришла идея провести благотворительный концерт, на котором мы бы объявили, что средства от продажи билетов пойдут на строительство синагоги. Роза встретилась с одним из деятелей культуры, попросив его бесплатно выступить на нашем концерте, но он отказался…
Дорога к синагоге терниста, но мы не отчаиваемся.
Я хочу от лица всех горских евреев нашего города обратиться ко всем спонсорам и меценатам с просьбой помочь нам построить общинный центр горских евреев, в котором будут молельный зал для мужчин, молельный зал для женщин, миква для мужчин и женщин, небольшой банкетный зал для проведения церемоний (бар- и бат-мицвы, брит-милы, хупы), аудитории для проведения программ для взрослых и детей – изучения еврейской истории и традиций, изучения языков и т.п.
Столько добра делается сегодня для нашей общины горских евреев во всем мире, и надеюсь, что и мы удостоимся чести с радостью получить поддержку в этом благородном деле. Мисвое кори! Чтобы наш центр стал вторым домом для наших прихожан!
Хочу обратить ваше внимание на то, насколько велика роль еврейской женщины. Именно женщины делают первый шаг в таком нелегком деле, именно им пришла идея донести до СМИ сложившуюся ситуацию и возвести Храм Вс-вышнего на территории Пардес-Ханы.
Женщины просят о помощи не потому, что они беспомощны, а потому, что Женщине даны особые возможности и назначена особая миссия, которую только она может исполнить. Благодаря еврейским женщинам, их потрясающей вере и силе духа вышли евреи из Египта. И, по утверждению наших благословенной памяти мудрецов, будущего, окончательного освобождения мы удостоимся также благодаря их заслугам.
От имени горско-еврейской общины Пардес-Ханы Марианна и Роза (Руспо) Давыдова обращаются ко всем неравнодушным и готовым помочь в возведении синагоги.
Премия имени Сергея Вайнштейна – присуждается общественным, религиозным деятелям, а также деятелям культуры и науки, внесшим вклад в сохранения и популяризации горско-еврейской культуры и языка джуури как в России, так и за рубежом.
Вручение премии производится ежегодно. Лауреатам вручается статуэтка и денежное вознаграждение.
Задача Премии:
Привлечь внимание российской и зарубежной общественности к горско-еврейской культуре и
популяризация языка джуури
Цель Премии:
Формирование у молодёжи уважения к истории своего народа и высоких нравственных идеалов
*Кого можно выдвигать на соискание премии?
Премия включает номинации как для специалистов, так и для организаций
* Кто может выдвигать?
- Председатели еврейских общин, члены еврейских общественных организаций
* Как подавать заявку на выдвижение?
- Заполнить форму на сайте stmegi.com в разделе Фонд на страничке Премия им. Вайнштейна
* До какого времени принимаются заявки?
- До 1 октября 2023 г.
* Кто решает?
- Решение принимается специальным комитетом во главе с президентом Фонда СТМЭГИ
* Размер премии
- Фонд премии – 1 млн.р.
- Вариант 1 – разделение на 1, 2, 3 место (500,300,200)
- Вариант 2 –лауреаты(3 по 300) + 100 зрительских симпатий путем голосования на сайте
* Дата объявления лауреатов
- 1 ноября 2023 г.
* Дата Церемонии
- 15 ноября, если попадает на пятницу или шабат, церемония переносится на четверг
* Место проведения?
- Будет объявлено за месяц до проведения церемонии
* Номинации
Номинация - за вклад в преподавание, распространение, изучение и сохранение языка джуури
Номинация - за вклад в сохранение традиционной культуры горских евреев
Номинация - Благотворительность
Номинация - «Художественное слово на джуури»
Номинация - за вклад в просветительскую работу
Номинация - за вклад в развитие музыкального искусства на джуури
Номинация - «Аудиовизуальное искусство на джуури»
Подноминация «Документальное, художественное, мультипликационное кино, фотоискусство»
Номинация - «Книжное реставрационное дело и издание книг на джуури»