Внесение свитка Торы в синагогу горских евреев Бруклина «Ор ха-Мизрах».
В Талмуде сказано, что каждый еврей обязан иметь свой свиток Торы и передавать это священное писание из поколение в поколение, от отца к сыну.
Принесший в дар общине священного свитка Торы, является исполнителем одной из главных заповедей иудаизма – исполнения мицвы.
Череда осенних еврейских праздников подходила к концу, когда появился огромный постер у входа синагоги, оповещающий еще об одном празднике «Внесение нового свитка Торы», который состоялся 11 октября в 11:30 утра.
Торжество внесения нового свитка Торы в синагогу – Ахнасат Сефер-Тора — это древняя красивая церемония со многими элементами еврейской свадьбы и новоселья. Община с особым волнением ожидала это воскресное утро.
Этот особый подарок синагоге был сделан семьей Якова Дадашева в память о трагически погибшем в 2012 году молодом сыне Стасике ( Истохор) Дадашеве (ехи зихро барух).
Подарить священный свиток своей общине было заветной мечтой Стасика еще со дня приезда в Америку. «Подожди, вот женишься и тогда, с Б-жьей помощью, и подаришь Тору общине» – говорили родители. Семья Якова Дадашева мигрировала в США в 1996 году. Стасик был старшим сыном в семье, ему было 20 лет. Его брат Олег и сестра Хисибо – близнецы, моложе него.
Олег – успешный бизнесмен, женат, отец трехлетнего сынишки, названного в честь деда Якова. Хисибо, замужем, мать двоих детей, после окончания медицинского университета в Лонг Айланде – ADELPH UNIVERSITY работает в одном из престижных госпиталей в Бруклине.
В 2008 году в семью пришло горе – они лишились любимой мамы Татьяны. Стасику было тяжелее смириться с мыслью, что лишился матери.
Не успев жениться, он трагически погибает именно в день памяти своей матери. Стасик был чутким и добрым по натуре, всегда первым приходил на помощь, часто давал пожертвования синагоге.
Стасика окружали многочисленные друзья и товарищи. Весёлый и жизнерадостный – он был душой компании. Он был первым в горе и в радости среди своих, безумно любил детей, почитал старших. Очень любил своего 89-летнего деда Песаха, часто вел с ним беседы, спрашивал советы. Он был хлебосольным и не давал никому падать духом. Да, ему было у кого унаследовать эти качества: отца, деда и других предков. Очень хочется написать несколько строк о его предках.
История известной династии Дадашевых берет свое начало с конца 18-го, начала 19-го веков. Среди Дадашевых бытует предание о происхождении их предков из селения Нюгди-Мюшкюр, расположенного недалеко от Дербента на берегу реки Гюльгеричай, где в основном проживали евреи.
Фамилию Дадашев они получили позже, благодаря своему званию т. к.в основном они были богатыми купцами 1-ой и 2-ой гильдии (тогда не всем давались фамилии, только в исключительных случаях тем, кто выплачивал налог в казну). Позже, переехав в Дербент, Дадашевы занялись рыбным промыслом. Помимо этого им принадлежали винный завод, красительные мастерские, огромные участки земли, на которых строили дома и синагоги. Ими были выстроены семь синагог, где компактно проживали евреи.
Рассказывают, что сам Император удостоил чести своим визитом эту семью.
Им было разрешено свободное перемещение по российской империи и за её пределами. Дадаш-ага любили и почитали во всей округе. Умные и рассудительные, дабы сохранить еврейские традиции и религию, они помогали не только евреям. На их деньги были выстроены городские больницы и гимназии.
Судьба Дадашевых сильно изменилась с приходом советской власти: они подвергались различного рода репрессиям и их вынуждали «добровольно» отказываться от своего имущества. Дадашевы рассеялись по всему миру. Один из потомков Песах Дадашев иммигрировал в США, где стараются сохранить традиции, начатые их далекими предками.
Стасик не успел жениться, не успел привести в дом родителей долгожданную невесту.
Вместо несостоявщейся невесты в дом внесли Тору, о которой так мечтал Стасик (по еврейским традициям Тору сравнивают с невестой).
Священный свиток был заказан в Израиле и написан одним из сойферов города Сдерота равом Ореном Малька, который благополучно привез свиток в Нью-Йорк в дом Якова Дадашева.
Право дописывать последние буквы в священном свитке были предоставлены деду Песаху, отцу Якову, брату Олегу и другим близким и родным. Со слезами на глазах женщины семьи наряжали свиток дорогими платками. Столы ломились от подносов со сладостями, фруктами и разными напитками.
Дом был полон гостей, которые пришли на праздник, чтобы почтить память Стасика ( Истохора) Дадашева. Под музыку, обычно провожающую невесту в дом жениха под хупу, священный свиток был вынесен из дому и вереница легковых автомашин с друзьями Стасика сопроводили свиток к синагоге Ор ха-Мизрах. Несколько кварталов от 18-го авеню свиток поочередно, бережно передавая из рук в руки, под музыку и танцы поднесли к синагоге.
Прохожие останавливались и восхищенно наблюдали за шествием. В их взглядах чувствовалось уважение к народу, свято почитающему свои традиции. Боковая часть Ошеан Парквей была закрыта для проезжих машин. Сотни людей ожидали священный свиток у синагоги, желая набросить платки, прикоснуться губами к свитку и попросить у Вс-вышнегого благословения для себя и семьи.
Когда церемония приблизилась к синагоге, навстречу ей из синагогального ковчега вынесли поочередно еще 12 свитков. Люди поздравляли друг друга с праздником. В молитвенном зале после прочтения раввином молитвы и выступлений членов общины, были вынесены на благотворительный аукцион 7 выходов к Торе (Алиот).
За короткое время Алиот были выкуплены молодыми предпринимателями и бизнесменами. Вырученные деньги пойдут на развитие воскресной школы для горско-еврейских детей. Праздник был завершен обильным застольем.
На заднем дворе гремела национальная музыка. Известные певцы Алон и Славик исполняли еврейские песни. Мужчины, обнявшись за плечи, кружились в хороводе еврейских танцев. Аскерби Бацев, известный хореограф танцевального ансамбля Товуши, показал свое мастерство в танце. Чувствовался особый дух праздника.
Я заметила, как отец семейства, Яков Дадашев, стоял в стороне и с грустью наблюдал за происходящим вокруг. Я осторожно подошла к нему. Он не удержал слезы: «Вот также могли танцевать и веселиться на его свадьбе. Сегодня его душа успокоится и навечно обвенчается со своей мечтой на небесах. Это всё, что я смог сделать сегодня ради сына».
Пусть память Стасика-Истохора будет благословенна и Тора, подаренная от его имени принесет радость общине! ОМИН!