С начала большой алии в Ашкелоне стали селиться горские евреи из Дагестана, Азербайджана, Чечни и Кабарды.
В 2003 году небольшую группу их представителей пригласили содействовать выборам мэра города. Среди них был молодой раввин Аарон Цадиков. Он предложил в той комнате, что им предоставили, проводить уроки Торы и молитвы.
И с этого времени горские евреи, живущие в разных районах города, стали единой общиной. На Кавказе они были привержены своим традициям и тем более здесь, на Земле Израиля, должны были их сохранять.
Один из активистов ашкеназской общины, Моше Лифшиц, увидел, что горские евреи теснятся в небольшом помещении, и рассказал им о заброшенной синагоге, которую они могут использовать для своей общины.
В 1940 году польские евреи Ашкелона выкупили у арабов заброшенный участок с домом и открыли там синагогу. Прошли чрезвычайно сложные годы борьбы за существование еврейского народа на Святой Земле.
Через семьдесят лет от польской общины осталось только несколько пожилых евреев, они приходили, открывали двери, а молиться там уже было некому.
И теперь горские евреи послали своих деятельных и активных представителей к владельцам полуразрушенной синагоги.
Сказал раби Эльазар от имен раби Ханина: «Изучающие Тору укрепляют мир на земле. Сказал раби Ханина: «Все сыновья, банаих, Твои… банаих – сыновья, но читать следует – бонаих, строители» (Бэрахот 64б). Прославлены имена строителей мира во всех уголках земли, но трижды прославлены имена строителей на Земле Израиля.
Сначала горские евреи Ашкелона арендовали у польской общины участок и построили там временный молитвенный дом. Потом стали восстанавливать заброшенное здание.
Старая синагога в Ашкелоне
Каждую пятницу, йом шиши, они приходили к старому зданию и своими руками ремонтировали стены и потолок, укладывали плитку на полу, штукатурили и строили женское отделение, изготовляли барельефы и фрески, красили и устанавливали освещение.
Материалы приобретали на средства, выделенные от своих скромных доходов, потом стали получать помощь фонда СТМЭГИ.
Теперь мы видим удивительно красивый и уютный Малый Храм горских евреев в Ашкелоне, где у каждого еврея своё место, а комитет (ваад) занимается проблемами общины. Люди из разных районов города тянутся сюда. «Велико благополучие любящих Тору, и нет у них препятствий» (Теhилим 119:164).
В мае 2015 года в синагогу внесли новый замечательный свиток Торы, подарок друга рава Аарона, Саши сына Афтума. Тора была написана в честь памяти отца Саши, Автума Юшваева. А через две недели устроили грандиозный праздник новоселья – ханукат hа-байт бет-кнессета, Малого Храма, духовного центра горских евреев Ашклона.
В мае 2015 года в синагогу внесли новый Торы, подарок Саши сына Афтума.
И теперь здесь евреи устраивают совместные для всей общины шабаты и праздники, проводят, бар-мицвы, обряды брит-мила, траурные мероприятия и памятные дни. Готовятся к проведению свадебных обрядов.
В этом доме Торы и молитвы идут уроки и семинары для мужчин и для женщин. Отец и сын Цадиковы проводят уроки Торы для взрослых и для детей, читают лекции рав Ханох Лернер, рав Шимон Гриллиус, рав Гдалевич, рав Дов Этрин и другие учителя из Йерушалаима.
День за днём раби Аhарон и рабанит Рая готовят детей общины горских евреев Ашкелона к самостоятельной жизни с Торой, чтобы продолжали традиции своих отцов и сами стали учителями и защитниками своего народа. Чтобы каждый нашёл своё место в этом мире на святой земле.
Уроки Торы
Мы приводим имена тех, кто построил Дом Б-га в Ашкелоне и ведёт общину по дороге древних традиций еврейского народа:
Элияhу бен Симантов Цадиков, Шимон (Сёма) бен Яагу Биньяминов, Циткилов Михаил бен Циткиль, Олег Бабиев, Ирмияев Ютон бен Беркиль, Яакоб Бар-Шимон Юшевуаев, Александр бен Рафаэль Мелехов, Гарик Шаулов, Яаков бен Элияhу Юсупов, Шербет Данов, Ишияhу (Саша) Ханукаев, Ахво (Игорь) Абрамов, Александр-Хаим бен Зеев, Шломо-Ицхак бе Нафтали…
А со всей общиной и с каждым горским евреем в Ашкелоне раввин и учитель Аhарон бен Элияhу Цадиков.
Синагога после ремонта
С благодарностью к фонду СТМЭГИ и его президенту Герману Захарьяеву за попечение и постоянную поддержку стремления горских евреев Ашкелона соблюдать традиций народа Израиля.