История возникновения русско-еврейской школы в Дербенте. Часть 2

История возникновения русско-еврейской школы в Дербенте. Часть 2
Арон Эрлих, Яков Маркус с учащимися, 1913–1916 годы

В прошлой статье я писала о том, как открылась и работала первая в Дербенте русско-еврейская школа.

Шли годы, община увеличивалась, росло и число желающих учиться в школе. Дербентский общественный раввин Ишай Раввинович в 1917 году начал хлопотать об открытии второй русско-еврейской школы. В Центральном государственном архиве Республики Дагестан сохранились документы, подтверждающие это. Вот выдержки из письма:

Господину Дербентскому полицмейстеру
Дербентского общественного раввина И. Раввиновича

ПРОШЕНИЕ

Среди учащихся этой школы всегда преобладали горские евреи

Ввиду того, что дербентские евреи самостоятельно сознаются в том, что им необходимо открыть еще второе русско-еврейское училище, то есть настоящее русско-еврейское училище, которое открыто по моей инициативе в 1904 году, при той массе детей стало мало.

Ввиду этих соображений много лиц из евреев уполномочили меня ходатайствовать перед властями об открытии второго русско-еврейского училища для обучения их детей.

Я обращаюсь к Вашему Высокородию разрешить мне собрать лиц, интересующихся этим вопросом, для возбуждения порядка выбрать лицо для выработки устава и прочего. Собрание будет в моей канцелярии в 12 часов дня 19-го февраля 1917 года.

Разрешение было получено. И вот какие решения были приняты:

ПРИГОВОР

19-го февраля 1917 г. с разрешения Господина Дербентского Полицмейстера в канцелярии Дербентского главного раввина собрались члены из еврейского общества города Дербента. На заседании присутствовал помощник пристава Г. Мамедбеков. Собравшиеся выбрали председателем заседания Дербентского главного раввина И. Раввиновича. Был возбужден вопрос об открытии в городе Дербенте второго русско-еврейского училища при молельне «Хивро».

Присутствующие единогласно решили открыть училище и для составления устава для училища, а также касающихся до этого дела других вопросов выбрали членами комиссии следующих лиц: И. Раввиновича, Авадия Авадиева, Мардахая Абаева, Мардахая Писахова, Азарья Исаака, Ишая Хазанова, Мушаила Юсуфова, Шамуила Авраама, Ильягу Пинхаса Ильягуева, Писаха Мамри оглы, Ашира Азарьева, Завалуна Абрамова.

Затем было постановлено уполномочить рава Раввиновича ходатайствовать перед надлежащим начальством о разрешении открыть это училище, определив ему расходы на поездку в Темир-Хан-Шуру к военному губернатору и в Баку, к инспектору народных училищ и Директору народного училища, если в этом будет надобность, а также собирать подписи желающих быть членами для будущего училища.

Мардахай Абаев
Писах Мамри
Нахамья Абрамов
Сайлум Абрамов
Абаи Мардахай оглы
И. Раввинович
Ханух Беньямин
Сави Дувья оглы
Пинхас Агарун
Хизкия раби Хаим
Ягуда Абаи оглы
Ильгъизар Юсуф оглы
Илазар Авадиа Каган (Коэн?)
Авраам Авшалум оглы
Юсуф Авраам оглы
Ш.И. Гаврилов
Адам Адинья оглы
Хизкия Авраам оглы
Разииль Ешая оглы
Ханух Мухаил
Гилад Якуб
Ифраим Юов оглы
С.Я. Рувинов
Азария Шальми оглы
Рахмиль Гиршун оглы
Абаи Рахмиль оглы
Шелум Шальми оглы
Юсуф Шимон оглы (Дадашев?)
Шауль Егунатан оглы
Ифтах раби Авадия
Хаим Абаи (Рабаев?)
Ирмия Ханух оглы
Янгиль Рувинов
Нахамья Миши оглы
Авшалум Рахмани оглы
Миши Исак оглы
Шельми Нисан оглы
Абаи Миши оглы
Юсуф Сабаев
За.. (хар?) Абаи
Дона Ханукаев
Рахамим Миши оглы
Пинхас Исаак
Хаим Передо оглы
Шамуиль Авраам оглы
Ошир Исаак
Шамуил Мардахай
Шими Миши оглы
Исаак Бироров
Закой Уриил
Акива раби Юсуф
Мардахай Писахов
Агарун Акива
Асаф Миши оглы
Ютом Адинья оглы
Ехиил Биньямин
Хананья Рабо
Мататья Ягуда
Иов Сафанья
Азарья Авраам
Якуб Акиво
Шальми Исаак
Ильягу Юсиф оглы
Ягудо Хия оглы
Хизкиль Хизкилов
Писах Манашир

Второй документ представляет еще более значительную историческую ценность, потому что члены комиссии, попечители и все, кто поставили свои подписи под документом, – активные члены дербентской горско-еврейской общины, уважаемые люди, состоятельные, грамотные.

По сути – это перепись всех мужчин среднего возраста, которые решали дела общины. Хочется добавить, что школа была открыта на улице Барятинской (в настоящее время ул. Ленина, в здании и сегодня работает музыкальное училище).

После революции в 1920 году школа перешла к новой власти, обучение продолжалось, но уклон и направленность были уже другие.

В апреле 1920-го это была начальная русско-еврейская школа, где обучение велось на горско-еврейском и русском языках.

Первым директором этой школы, или, как тогда называли, «председателем», стал Юханан Пинхасович Пинхасов (раби Ильханон), заслуженный учитель Российской Федерации.

В 1925 году школу возглавила Сусанна Ильягуевна Пинхасова, жена известного сиониста Асафа Пинхасова, одна из первых горских евреек, окончивших гимназию.

В 1929 году в школе училось около 500 человек, ей стало тесно в том здании на ул. Барятинского, и ее перевели в новое здание на ул. Пушкина, д. 53, присвоив имя революционера Арона Эрлиха, уроженца Дербента, расстрелянного в 1918 году.

В 1929-м начальную школу реорганизовали в советско-хозяйственную школу «Совхозуч», где дети вместе с обучением работали на участке земли, выделенном для школы, и выращивали сельскохозяйственную продукцию.

Канделаки и Арон Эрлих Канделаки и Арон Эрлих

В 1930 году «Совхозуч» снова реорганизовали – в школу первой ступени. В 1936 году было построено здание на ул. Пушкина, д. 44. Школе присваивают новое имя – она стала называться школой № 8 им. Лазаря Кагановича.

В 1940 году директором школы был назначен Исай Гилядов, сын раввина – директора первой русско-еврейской школы Данила Гилядова.

Нужно сказать, что, несмотря на все преобразования и переименования, русско-еврейская школа не только послужила базой для городской общеобразовательной школы № 8 Дербента, которая существует и сегодня; примечательно, что среди учащихся всегда преобладали горские евреи.

Старания их дедов и прадедов по открытию школы в Дербенте оказались ненапрасными.

Ирина Михайлова

Похожие статьи