Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 5

Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 5

Из опыта каталогизации еврейских надгробных памятников Южного Дагестана.

Примечательно, что почерк дербентского мастера, как со второго закладного камня, так и с надгробий кладбища 1830-1840 годов, был зафиксирован нами на первых надгробиях Маджалиса.

В XIX веке это селение входило в Кайтаго-Табасаранский округ, этнографические описания о нем встречаются у путешественников еще с XVIII века. Иуда Черный в 60-х годах записывает предания о бегстве евреев в XVII веке из Ирана, которые «вынуждены были искать в Дагестанских горах пристанища от ширванских и персидских властей» [Черный, 1992, с. 24]. Гасан-Эфенди Алкадари в «Асари-Дагестан» приводит свидетельство, восходящее к XVII веку, о рас¬коле среди сыновей кайтагских уцмиев: семья одного жила в селении Маджалис, а другая – в Янгикенте. Там же упоминается и селение Джиу-Ата, от него к XXI веку остались развалины у подошвы горы у речки Нукерой, что на расстоянии «часа верховой езды от Маджалиса». (Рис.1)

Еврейское кладбище Маджалиса действует в настоящее время. Расположено оно на северной окраине селения, на склоне горы (Рис.2, 3). Занимает приблизительно площадь 800 кв.м. Все сохранившиеся надгробия (145) были зафиксированы, сфотографированы, обмеряны и зарисованы, тексты переписаны, составлен электронный каталог. По просевшим ямам можно попытаться восстановить реальное количество погребений: недостает 60 надгробий. Погребения друг от друга расположены в среднем на 1,5 метра; с учетом границ погребения 1,8х0,65 (визуально наблюдаемым), захоронений предположительно может быть на этой площади чуть более 200. Надгробия выполнены из местного камня – туфа и песчаника. Типологически они однообразны. Это стелы, которые в отдельных случаях украшены декоративными рамками, розетками, шестиконечными звездами (Рис.4). Все уцелевшие надгробия снабжены текстами на еврейском языке.

Даже в такой частичной сохранности они помогают восстановить хронологические рамки действия могильника. Первые, по датировкам самые ранние памятники относятся к 40-м годам XIX в. – этой датой является 1842 г. (Рис.5). Всего этим временем датируются 6 надгробий. Почерки на них квадратного письма с курсивными элементами, идентичные дербентским этого же времени, и только на рубеже XIX-XX веков появляется квадратный печатный шрифт.

Эпитафии имеют единую формулу посвятительного текста: «Здесь был похоронен … в день … месяца … года … по малому счислению». Нужно отметить, что этот стиль оставался образцом и не менялся на всем протяжении существования могильника.

Наибольшее количество памятников приходилось на 40-70-ые года XIX века. Это было время Фирковича и жизни тех, кто мог быть свидетелем его пребывания в Маджалисе ( см. Часть 1).

Очень хотелось найти памятники раввину Хануке бен Хаим и его сыну Рафаэлю бен Ханука. К сожалению, этих надгробий обнаружить не удалось, но Якибо бен Ханука, Хизкия бен Ханука в 60-х годах XIX века там были похоронены, как и Гузель, дочь Рафаэля. Так мы нашли только косвенное указание на описанные события (Рис. 6-8).

В очерках о горских евреях Иуда Черный записывает материал, собранный к 1869 году, в статистической таблице очерка о Дагестанской области приводится почти равное количество домов: 110-116 [Черный, 1992, с. 24]. Он также сообщает о раввинской службе и женщинах-плакальщицах, что так растрогали его, но больше и чаще упоминает селение Янгикент близ Маджалиса и приводит почти равное количество домов для этих двух селений – 110-116 [Черный, 1992, 42].

Автор: НАТАЛЬЯ КАШОВСКАЯ

Похожие статьи