Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 9

Иудеи в историческом пространстве Дербента и его округи. Часть 9

Корчаг (Карчаг)

Основание аула Корчаг, по некоторым археологическим данным, относится ко второй половине XVI в. Расположился он на расстоянии около 40 км. юго-западнее древнего города Дербента, важнейшего торгово-ремесленного центра Кавказа.

Происхождение иудейской общины в селении Корчаг предание относит к середине XVII в., т.е. к персо-мидийскому переселению евреев в Кубу 1646 года и последовавшей новой миграцией в Корчаг [Беккер 2015: 18]. Тем самым, она являлась одной из старейших в Южном Дагестане и входила в состав Табасаранского ханства. Ближе к XIX веку значительная их часть переехала, предположительно в селения Кюринского ханства: Мамрач, Ашага-Араг, а немного позже из Арага они вновь переселись в другое селение Кюринского ханства - Ханжелькала. Во всех перечисленных поселениях евреи жили по соседству с лезгинами.

Современный Корчаг расположен в живописной Корчагской долине в 12 км от районного центра Касумкент и считается одним из крупных селений Сулейман-Стальского района. В 1,5 км к юго-западу от него расположено селение Старый Корчаг. На северо-западной окраине находится еврейское кладбище, местные жители называют его «Чувуд сурар» (Рис.1).

Предположительно, все горско-еврейское население, покинув Корчаг, поселилось в г. Дербенте. После ухода жителей из Старого Корчага остались фундаменты жилых помещений, развалины мусульманской мечети и три кладбища - еврейское, лезгинское и азербайджанское.

Иудейский некрополь находится на вершине большого глиняного холма, доминирующего над современным селением на юго-западе. Издали видны на вершине остатки крепостных построек, полуразрушенные сторожевая башня и стены, сложенные из песчаника, в 500-ах метрах левее от строений на плато располагается мусульманское кладбище. По левому склону за гребнем уже еврейское кладбище – гребень стал естественной границей между двумя некрополями.

Камень надгробий песчаник, стелы, почти все оформлены экраном-рамкой по образцу мусульманского кладбища, расположенного рядом, чаще прямоугольной или треугольно-арочной формы. Встречены и точные копии с мусульманских образцов, где экраны антропоморфной формы, а поля декорированы резной плетенкой (Рис.2-5).

По уцелевшим эпитафиям хронологические рамки существования общины и некрополя от 90 годов XVIII в. до 20-х XX в. Эпитафии, выполненные неглубоким внутренним рельефом, частично или полностью выветрены. Последняя дата на уцелевших надгробий некрополя Корчаг 1914 г. (к сожалению, ожидаемого времени конца XVII в. зафиксировать из того, что осталось, не удалось). Обращает на себя внимание несколько надгробий-стел, точные копии с мусульманских образцов, где экраны антропоморфной формы, а поля декорированы резной плетенкой, почти такие же мы обнаружили в селении Джерах (Рис.5).

Устойчивое на несколько поколений существование общины обеспечивала активная хозяйственная жизнь. В Корчаге занимались виноградарством, культивировали фруктовые сады, шелковичные деревья, сарачинского пшена (риса), маиса; занимались также выделкой сафьяна, кож, ковроткачеством, вязанием, вышиванием. Видимо, какие-то особые условия 1914 года заставили их переселиться ближе к морю, допустим, в Нюгди.

Рисунки 
Рис. 1 вид на Корчагскую долину с кладбищенского холма; фото Кашовской Н.В.
Рис. 2 надгробие Мирцы, дочери Ионана, 1897 г.; фото Кашовской Н.В.
Рис. 3 надгробие Шеллы, дочери Бабайя, 1913 г.; фото Кашовской Н.В.
Рис. 4 надгробие Песаха, сына Хонии,1854 г.; фото Кашовской Н.В.
Рис. 5 надгробие Агарона, сына Шабтая, 1786 г.; фото Кашовской Н.В.

Автор: Наталья Кашовская

Похожие статьи