27 июля для женщин города Тверия была организована экскурсия в г. Цфат.
Представитель компании «Тиулей Кинерет» Ципора Авраам собрала группу из 20 женщин и предложила им программу посещения святых мест города Цфат и горы Мирон.
Наш автобус выехал в пять часов вечера. Миновав прибрежную часть Кинерета, мы поднялись по серпантину шоссейной дороги в сторону городов Цфат и Кирьят-Шмона.
В этой статье мне хотелось бы поделиться с читателями впечатлениями от увиденного во время посещения античного кладбища в первые дни месяца Ав. В четверку городов, где находятся еврейские святые места, входят: Иерусалим, Тверия, Хеврон и Цфат. Столько же насчитывается еврейских праведников, удостоенных звания «а-Кадош» после завершения работы над Талмудом. Это: рабби Хаим Бен-Атар (Ор а-Хаим), рабби Моше Альшейх, рабби Шла а-Кадош и рабби Ицхак Луриа Ашкенази (Ари а-Кадош).
Цфат называют городом, окутанным тайной мистического учения Каббалы. Расположен город на севере страны, в Верхней Галилее, на высоте 900 метров над уровнем моря. Отсюда открывается изумительный вид на галилейские горы, водную гладь озера Кинерет и снежную вершину Хермон.
Самое древнее захоронение на цфатском кладбище - это могила пророка Ошеа бен Бээри, жившего в 8 веке до н.э., во времена Первого Иерусалимского Храма.
Пророк Ошеа жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровама II вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы — Шомрона. Как и пророк Амос, Ошеа боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде евреев.
Из его пророчества об идолопоклонниках: «За это будут они подобны утреннему облаку и рано исчезающей росе; будут они как мякина, уносимая ветром с гумна, и как дым – из дымохода». На его могиле установлена неугасающая огромная свеча – высокий сосуд, наполненный оливковым маслом с горящим фитилем.
Еврейское кладбище Цфата знаменито тем, что здесь нашли покой выдающиеся мудрецы периода Мишны и Талмуда. В настоящее время к их могилам устраиваются массовые паломничества. Расцвет города Цфата пришелся на XVI век, с прибытием евреев с Испании, среди которых были известнейшие мудрецы. Один из них известный каббалист рабби Моше Кардоверо (РаМак), автор книги «Томер Двора». 5-го Ава в религиозном кругу широко отмечается Йорцайт рабби Ицхак Луриа Ашкенази.
Когда наш автобус подъехал к воротам кладбища, мы увидели группу охранников и полицейских, а также с десяток автобусов и автомашин. В начальной части кладбища, разбит огромный шатер с наружной стороны, у которого установлен монитор, с которого ведется трансляция лекций и молитв достопочтенных раввинов. По дороге к святым могилам открыта книжная ярмарка и продажа сувениров.
Со средней части кладбища начинается подъем по высокой лестнице (она разделена на женскую и мужскую части) к святой могиле праведника Ари а-Кадош и рабби Моше Кардоверо. Его могила расположена на самой высокой части кладбища. Поднимаясь по лестнице, открывается обзор на всю территорию кладбищенского комплекса. Что характерно, на этом кладбище 70 % безымянных могил, влияние времени – стерлись буквы. Они будто ощущая тесноту, слились друг с другом, некоторые из могил выкрашены в голубой цвет.
Могила рабби Ари а-Кадош - одна из почитаемых на кладбище Цфата. Имя Ари – это аббревиатура слов «Амар раби Ицхак» (Сказал раби Ицхак). Родился рабби Ицхак Луриа Ашкенази в Иерусалиме в 1534 году, в раннем возрасте лишился отца. Воспитывался в семье дяди в Египте. В 1569 г. он репатриировался в Эрец-Исраэль и поселился в Цфате. Скончался в 1572 году в возрасте 38-ти лет. После ухода из жизни к его имени прибавили аббревиатуру слова «заль» от слов «зихроно ливраха» - Аризаль и признали в нем потенциального Мошиаха. Хотя при жизни не давали ему возможности проявить себя. В своей книге «Шем а-Гдолим» рабби Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) упоминает о нем: «Учитель наш Аризаль – искра души самого Моше Рабейну, человек исполненный духом святости, знающий всякую премудрость».
Справа от него похоронен рабби Шломо а-Леви Алькабец, раввин, каббалист, автор многих книг и знаменитого гимна «Леха доди», вошел в состав гимнов и молитв, которыми каббалисты Цфата приветствовали наступающую субботу, выходя в поле в пятницу на закате солнца. Родился рабби Шломо в 1505 года в Салониках в семье евреев, изгнанных из Испании. В возрасте 24 лет женился на дочери богача. Вместо свадебного подарка послал своей невесте и её семье книгу «Манот hаЛлеви», законченную им незадолго до этого. Вскоре после свадьбы переехал в г. Адрианополь, где написал ряд книг. Примерно в 1535 году поселился в Цфате, который в то время был центром еврейской каббалы, скончался приблизительно в 1584 году.
На этом же кладбище, в пещере мудрецов похоронен известный законоучитель XVI века, автор основополагающего кодекса галахических предписаний к книге «Шулхан Арух» рабби Йосефа Каро. Родился он в Толедо в 1488 году. После изгнания из Испании в 1492 г. его семья поселилась в Португалии, затем в 1497 переехали жить в столицу Турции Стамбул. В 1536 рабби Йосеф переселяется в г. Цфат, и знакомиться с Яаковом Бейравом и позже становится его учеником. Среди учеников рабби Йосефа Каро рав Моше Кордоверо и рав Моше Альшех. Скончался рабби Йосеф Каро в 1575 г в Цфате.
В пещере мудрецов, больше похожую на склеп помимо праведника Йосеф Каро приобрели вечный покой: рабби Яаков Бейрав, рабби Моше Альшех, глава города Цфата во времена Ари, был законоучителем и проповедником. И ещё одно захоронение в пещере принадлежит раби Йосефу Иуде Хакиму, раввину из Цфата.
На крыше пещеры есть отдельное надгробие, оно принадлежит праведнику Моше Альшеху, который родился в Адрианополе (Эдирне) в 1508 году. Учился в ешиве в Салониках у раввина Йосефа Тайтацака. После учебы переселился жить в городе Цфате. Учился у Йосефа Каро, получил от него смиху (диплом раввина). Прославился как оратор. Выступал по субботам с речами в синагоге. Ездил по еврейским общинам Ближнего Востока в целях сбора средств для ешив Цфата. Написал ряд книг — комментариев к ТаНаХу. Возглавлял ешиву в Цфате. Среди его учеников наиболее известны раввины Хаим Виталь и Йом-Тов Цахалон. Скончался рабби Моше в 1593 году.
В старой части кладбища расположены могилы жертв землетрясения 1837 года, еврейских погромов 1929 года и еврейских повстанцев, казненных в 1947 году в тюрьме Акко. Здесь также захоронены останки сожженных свитков Торы из цфатской синагоги «Блюм».
В нижней части кладбища более современные захоронения, где покоятся супружеская пара Авраам Симха а-Коэн и Адаса Каплан. Рав Симха Каплан был главным раввином Цфата, главой суда Цфата и Галилеи. Он репатриировался в 1941 году из Европы, учился в лучших ешивах, таких как «Мир» и «Слоним» у раввинов Хаима Озера Гродзинского и Хафец Хаима. Скончался рабби Симха в 1989 году.
Здесь же неподалеку расположены участки для детей-жертв терактов. На участке «Дети Авивим» могилы девяти детей возраста от 7 до 14 лет. Они погибли 22 мая 1970 года, во время террористического нападения на школьный автобус из поселка Авивим. Террористы, предположительно прибывшие из Ливана, заранее разведали расписание движения автобуса и устроили засаду на шоссе № 8967. Автобус был обстрелян из ручного противотанкового гранатомёта с обеих сторон дороги.
На участке «Дети Маалот» покоятся жертвы массового убийства израильских мирных граждан, совершённого в период с 13 по 15 мая 1974 года боевиками террористической организации "Демократический фронт освобождения Палестины" (ДФОП) в городе Маалот. Проникнув в Израиль через границу с Ливаном, террористы убили четырёх мирных жителей и взяли в заложники 89 человек в школе «Нетив Меир». Взамен потребовали освободить 26 своих соратников с израильских тюрем.
Есть на территории кладбища микве Ари (только для мужчин) – одно из мистических мест в г. Цфате. Про эту микву рабби Ари а-Кадош сказал: «Тот, кто в неё окунется, не оставит этот мир без раскаяния».
Почтить память святых праведников, похороненных в г. Цфате приезжают евреи со всех концов Израиля и мира. Они приезжают сюда в надежде быть услышанными и для того чтобы отдать дань светлой памяти величайшим еврейским мудрецам, жившим более пяти сот лет тому назад, по величайшим трудам которых по сегодняшний день изучаются премудрости Торы, Талмуда и еврейской истории.
Хана Рафаэль