|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Сдерот: в клубе «Леди» прошел вечер памяти

Сдерот: в клубе «Леди» прошел вечер памяти

В рамках проекта «Еврейские традиции» в сдеротском клубе «Леди» 9 декабря, на исходе субботы, был представлен новый проект «Память». Его автор, руководитель клуба Зинаида Мушаилова, на этот раз по просьбе участниц клуба решила дать возможность людям помянуть своих родных и близких, а также погибших солдат Израиля.

У каждого человека в душе своя боль утраты, и эта боль порой остаётся незаживающей раной на сердце на долгие годы. Ведь так устроена человеческая жизнь: одни рождаются, приходя в этот мир, другие уходят…

Клуб «Леди» успешно действует уже на протяжении девяти лет и был открыт по инициативе депутата муниципалитета Хавы Нахшуновой при центре «Дорот». За это время ушли из жизни несколько участниц клуба, памяти которых также был посвящен этот вечер. Проект «Память», несмотря на острую тему, был поставлен так, чтобы особо не травмировать души людей. Но сделать акцент на том, чтобы память об ушедших безвременно людях, осталась светлыми воспоминаниями в сердцах их потомков и родных.

Открыла мероприятие Зинаида Мушаилова. После приветствия она прочитала четверостишие:

На  свете есть всему конец,

Любви и счастью,  и страданьям,

Но нет конца лишь одному –

Чему ж? Воспоминаньям!

Каждое выступление ведущей сопровождалось популярными песнями, соответствующими теме. Вначале прозвучала песня из кинофильма  «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Слова из песни настолько трогательны и душевны, что многие женщины прослезились — это слова непоколебимой мудрости, подаренные Леонидом Дербеневым человечеству в знак Любви, Веры и Надежды.

Призрачно всё,

В этом мире бушующем,

Есть только миг,

За него и держись.

Есть только миг

Между прошлым и будущим,

Именно он – называется жизнь…

Затем ведущая рассказала о похоронных и траурных традициях горских евреев в прошлом. Подробное их описание можно найти в трудах таких историков, как И. Анисимов и И. Черный. Интересен факт, что в прошлом после обмывания на усопшего надевали специальный комплект одежды из тонкого холста, в который входили: рубашка, штаны, чулки, ермолка (кипа) и даже перчатки.  А во время похорон резали одежду в области рукава до локтя. И в далеком прошлом траурной одеждой у горско-еврейских женщин считалась белая шаль и желтая обувь, что немного напоминает траур индийских женщин.

«Я не буду подробно, — обратилась к присутствующим Зинаида, — описывать похоронный обряд, т.к. это тема очень грустная, и к тому же горские традиции в этом аспекте мало отличаются от общееврейских.  Но отмечу, что само слово «смерть» на латыни буквально означает «мера жизни». Это неизбежный естественный процесс, ведь все мы в гостях на этой земле и у каждого человека свой жизненный срок. Я хочу поведать вам занимательную легенду о том, как завещал проводить себя в последний путь турецкий султан Сулейман Великолепный. Перед смертью он вызвал главнокомандующего армией и высказал ему три своих пожелания, которые заключались в следующем:

«Он завещал, чтобы его табут (тело) несли на руках самые лучшие лекари Османской Империи того. Второе его пожелание заключалось в том, чтобы по всему пути, по которому будут нести его, разбрасывали золотые монеты и драгоценные камни. И третье, чтобы во время похорон его руки были открыты и всем видны. Главнокомандующий в смятении спросил его, в чем же заключается причина и смысл этих пожеланий. Сулейман Великолепный, разъяснил все следующим образом: пускай лучшие лекари несут мой табут и пусть все видят, что даже самые лучшие лекари бессильны перед лицом смерти. Разбросайте накопленное мною золото, пусть все видят, что то богатство, которое мы получаем от этой жизни, в этом мире и остается. И пусть все видят мои открытые руки и усвоят, что даже падишах всего мира ушел из этой жизни с пустыми руками. В этом и заключается мораль жизни человека».

  На вечере выступили и почетные гости: первый помощник и советник мэра Сдерота Эдуард Амиргулов, депутаты муниципалитета Хава Нахшунова и Марк Ифраимов.

  Раввин кавказской синагоги Сдерота Менахем Пейсахов прочитал занимательную лекцию по теме и произнес поминальные молитвы на зажжение свечей. Под песню Стаса Михайлова «Мы теперь уходим понемногу»17 женщин собрались вокруг стола со свечами с портретами.

Мы теперь уходим понемногу,

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, Земля! И вы, равнин песка!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски… 

Перед зажжением свечей три из них прочитали стихи. Зажигали одну и несколько поминальных свечей: Нина Белова (Ташкент) за сына Александра, Клава Давыдова (Нальчик) за сына Униила,  Анжела Аронова (Коканд-Бухара) за мать Зинаиду Беньяминову, Мозол Шаулова за свою невесту Галину Шаулову (Прохладный), Лариса Шаулова за внука Михаила Габаева (Нальчик), Нелли Алхасова за сестру Ларису и мать Раю (Нальчик), Света Шамилова (Нальчик) за сына Антона, Маня Давыдова (Нальчик) за мать Полину Рафаилову,  Лена Лазар за отца Исаака Лосовского (Украина), Сима Ханукаева (Махачкала) за родителей и двух братьев, Алла Рафаилова за отца, ветерана войны Хацруна Табулова (Грозный), Зинаида Мушаилова зажгла свечу за мать Берту, брата Валеру и за участницу клуба Розу Рахамимову (Андижан-Бухара).

После церемонии зажжения свечей прозвучала песня Окуджавы «Виноградная косточка» в авторском исполнении под гитару. Эту песню женщины исполняли хором, заблаговременно получив от Зинаиды текст на листочках.

Ведущая еще раз напомнила о цели проведения данного мероприятия: «Мы сегодня выполнили важную миссию — помянули светлой памяти наших родных и близких и молодых защитников Израиля. Здесь собрались люди со всех регионов СНГ как одна семья, единым целым. Во время зажигания свечей мы ощущаем не только сплоченность и ощущаем символ огня, несущий свет в наши души. В этот момент мы будто общаемся с душами, ушедших наших дорогих людей и молимся за упокой их души.

 

В заключение вечера Зинаида Мушаилова пригласила всех участников к хлебосольному столу, на котором были в основном блюда, которые подаются у горских евреев на «хофты», «чуле» и «сал» (семь дней, 40 дней и годовщину). И заодно объяснила значение каждого из этих блюд, т.к. в основном на поминальный стол ставят все круглое, начиная с хлебного чурека. И, как говорят у нас: «Жун ишму сох гердо!» (Дай Б-г вам всем здоровья!)  

Похожие статьи