• Главная
  • Фонд
  • Новости
  • STMEGI TV
  • STMEGI Junior
  • Горские евреи
  • Иудаизм
  • Библиотека
  • Академия Джуури
  • Лица
  • Мнения
  • Проекты
  • Приложения
  • Переводчик
  • 75.86
    90.46
    22.88
    История и традиции
    Хана Рафаэль

    К истории горских евреев Гянджи

    Хотите видеть больше еврейских новостей и видео? Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм: https://t.me/stmegi
    К истории горских евреев Гянджи

    Горско-еврейские общины на Кавказе существовали в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии и — в меньшем количестве — в ряде других регионов. О городах компактного проживании представителей горско-еврейского этноса написано немало, но есть и города, о которых нет почти никакой информации. 

    К их числу принадлежит азербайджанский город Кировабад (ныне Гянджа). Следует заметить, что горские евреи стали активно переселяться в этот город в 1914 г., т.е. с начала Первой мировой войны. В основном, это были переселенцы из Варташена (Огуза), которые вынуждены были бежать от притеснений во время революционных волнений. Со временем многие евреи Кировабада, в основном из состоятельных семей, стали переезжать в Тбилиси.   

    Гянджа — второй по значению промышленный центр Азербайджана. Современные арабские историки утверждают, что своё название город получил от персидского слова «канз», что означает «клад, сокровище», однако иранские исследователи склоняются к слову «молодой». В 977 г. здесь побывал арабский географ Ибн Хавгал, который охарактеризовал город так: «Джанза — красивый, богатый и победоносный город, население которого отличается щедростью, добротой, уважением к ученым и пришельцам».

    Сведения об общине горских евреев Кировабада я нашла в книге Ильи Ширина «Край роз: на подоле Шахдага». В главе «Кировабад — Гянжа» он рассказывает о людях, которые родились и жили там до переезда в Баку и в другие регионы Советского Союза: «Евреи здесь, в основном, занимаются ремеслами, мелкой торговлей, работают в сфере бытовых услуг и т.д., т.е. во всех сферах народного хозяйства города. В тяжелые годы Второй мировой войны молодые горские евреи отправились воевать на фронт, а пожилые и женщины стали работать на различных предприятиях: на Кировабадском ткацком комбинате, суконной фабрике, маслобойном комбинате и хлопкоочистительном заводе».

    Илья Ширин составил небольшой список известных горских евреев родом из Кировабада. Среди них:

    - поэт Симах Шейда (Юшваев), проживающий в Германии;

    - Рахман Юсубов, работавший в Кировабаде на ответственных должностях: директором комбината по выращиванию сельскохозяйственной продукции;      

    - Сулейман (Мошиях) работал в Шушинском сельхозтехникуме заместителем директора по учебной части. После переезда в Тбилиси работал преподавателем в азербайджанской школе. Эмигрировал в Германию;

    - Шалико Юшваев работал агрономом в окружающих Кировабад селах. После переезда в Баку работал в отделе экспертизы Министерства сельского хозяйства. Репатриировался в Израиль;

    - Нодар Михайлов работал в Баку начальником отдела эксплуатации в транспортной конторе Министерства связи;

    - Низами Рагимов был главным бухгалтером в производственно-строительных организациях Мингечевира и Кировабада. Репатриировался в Израиль;

    - Джейран Рахманова преподавала в Кировабадском педагогическом институте имени Гасанбека Зардаби;

    - Мехти Рагимов работал в Кировабаде главным бухгалтером в управлениях мелиоративного строительства и строительства гражданских сооружений. Репатриировался в Израиль;

    - Жора (Джурки) Мехтиев работал на Бардинской автобазе начальником отдела эксплуатации, затем главным инженером транспортной конторы треста Евлахстрой. С 1960 г. – начальником отдела эксплуатации транспортной конторы треста в Кировабадстрое;

    - Закир Рафаэлов работал в Кировабаде заведующим аптекой.

    В 1990-1992, после развала Советской империи, когда государственная торговля заменилась частной, из числа горских евреев, родом из Кировабада выросла плеяда предпринимателей. Один из них, Низами Юсубов, в Москве имеет торговый центр. Он проявляет себя как меценат, помогает своим землякам, синагогам и школам по изучению языка иврит и мн.др. Другой известный бизнесмен и меценат, Арзу Юсуфов, владелец гостиницы «River side» в Мингечавуре, помогает содержанию синагоги в Варташене и нуждающимся семьям.

    Где бы ни жили горские евреи в Кавказском регионе, они показали себя как трудолюбивые и порядочные люди, оставшиеся после себя исторический след.

    Хотите видеть больше еврейских новостей и видео? Подписывайтесь на наш канал в Телеграмм: https://t.me/stmegi

    Теги