На исходе субботы, 10 апреля, в одном из старинных зданий Тель-Авива состоялся премьерный концерт очень интересного фольклорного коллектива. В советские годы концерты такого рода именовались «квартирниками», на которых собиралась самая искушённая публика. Пришедших в этот субботний вечер 20 гостей ждали с любовью приготовленные блюда горско-еврейской кухни: хачапури, хинкали, ош-ярпаги, пахлава…
Тепло встретили зрители выступление этногруппы «Guzurgul», в состав которой входят молодые израильтяне ашкеназского происхождения: тарист Итай Армон и Мирон Гельборт, совмещающий игру на перкуссии и других ударных музыкальных инструментах с игрой на нее (духовой музыкальный инструмент), а также солистка ансамбля Теона Натанелова, которая не только поет, но и участвует в ансамбле в качестве скрипачки. Они исполнили горско-еврейскую музыку, которая по своему построению очень близка азербайджанской, а в некоторых случаях это были переводы азербайджанских народных песен на джуури. Да и вообще все восемь песен, исполненные на концерте, были на горско-еврейском языке: «Hars-hars!», «Astarho», «I chu rachi tu duhtеr», «Oу duhtеrmе jon duhtеrmе», «Aji duhtеr», «Gizil gul», «Dulohoу dadi sohtani mundi», «Eу huna arus omo».
Примечательно, что перед исполнением каждой из песен певица рассказывала собравшимся зрителям (а это были практически исключительно коренные израильтяне) ее содержание. А так как песни были посвящены различным горско-еврейским традициям, то выглядело это примерно, как небольшая музыкальная лекция о жизни евреев Кавказа.
«Название песни “Роза”, — пояснила зрителям Теона, — взято из её текста. Именно так парень описывает свою возлюбленную. В первую брачную ночь он поёт ей: “Из ароматного розового куста я сорвал одну розу”… Или: “У евреев выходцев с Кавказа есть песни, которые они поют в грустные и радостные дни, а есть такие, которые смешивают радость и печаль одного дня. Например, мать, которая поёт своей дочери за день до свадьбы: “Останься еще на одну ночь”».
Вот только небольшая часть «музыкальной лекции», которую слушали зрители с интересом и теплом, воспринимая выступление артистов. Сама Теона Натанелова родилась в горско-еврейской семье в Тбилиси. Ее предки когда-то приехали в грузинскую столицу из азербайджанского села Варташен (ныне город Огуз), где, как мы знаем, проживала большая община горских евреев. Её родители репатриировалась в Израиль в 1995 году, когда Теоне исполнилось семь лет. Поселились они в Бат-Яме, а с восьми лет она начала посещать консерваторию (музыкальную школу), учась игре на скрипке, а через год стала брать уроки вокала. Поначалу это была классическая музыка, затем оперный вокал, далее джаз и блюз. В возрасте 18 лет она оставила музыку и снова к ней вернулась уже в 25, когда решила заниматься ей более профессионально и выступать с группой «Tedarim», которая играла этно-музыку.
Она сама собрала музыкальный коллектив под названием «Dusha», исполняющий балканскую и цыганскую музыку, в котором выступает в качестве вокалистки. Кроме того, Теону приглашают как скрипачку на свои концерты и студийные записи, израильские хард-рок-группы, создатели транс-композиций, исполнители индийской музыки…
За годы творческой карьеры она познакомилась с различными музыкантами, в том числе с Перецом Ильягу. Именно после знакомства с этим музыкантом Теона решает поступить и учиться у него макаму (мугаму) в школе «Muzika ve sheket» (Музыка и тишина) в Иерусалиме. Обучение в этой школе не было похоже на классические уроки музыки, это был ансамбль народных инструментов, и его участники репетировали, готовили репертуар для 40-минутного концерта каждые три месяца. Обучаясь там, на протяжении двух лет она попутно брала, в это время у Переца Ильягу и частные уроки, на которых он делал акцент на кавказскую музыку.
Кроме всего, Перец Ильяху известен и как исследователь музыки и песен горских евреев. Он проводил специальные этнографические экспедиции от Иерусалимского университета в Азербайджане и Дагестане. И собирал у местных евреев, живших на Кавказе столетиями, музыкальный фольклор, записывая не только слова и ноты, но и делая аудиозаписи. Уже тогда Теона мечтала о том, что придёт время, и она осуществит свою мечту: создаст группу, которая будет играть музыку её предков и зазвучат песни на джуури.
Собрав и разучив эти песни, Теона собрала небольшой состав из музыкантов, которые так же, как и она, учились у Переца Ильягу. Но, в отличие от неё, они занимаются этим стилем музыки около 10 лет. И вот, после многомесячных репетиций и снятия карантинных ограничений, связанных с пандемией, они решили дать первый небольшой пробный концерт. Следующий, уже большой концерт, они планируют провести в начале июля.