|
Хана Рафаэль
Хана Рафаэль

Первый кавказский бейт-мидраш открылся в Израиле

Первый кавказский бейт-мидраш открылся в Израиле

С Овадией-Хаимом Кукулиевым я познакомилась, обратив внимания на его фоторепортажи в Фейсбуке. Он регулярно красочно описывает проводимые в Сдероте уроки Торы с раввином, и другие мероприятия тамошней кавказской синагоги. Недавно он опубликовал пост о том, что в Сдероте открылся первый в Израиле бейт-мидраш для кавказских евреев, где преподает раввин из Московской хоральной синагоги Зарахия Хизгияев. Я предложила Овадии-Хаиму ответить на несколько вопросов.

- Уважаемый Овадия-Хаим, судя по вашей звучной фамилии, можно сделать вывод, что вы из достойного рода. Представители этого тухума проживали до массовой иммиграции с Кавказа в разных регионах, и среди них есть немало известных личностей. Скажите, пожалуйста, а откуда ваша семья репатриировалась?

- Я родился и жил до 15 лет в городе Буйнакске. Наш дом располагался неподалеку от синагоги, примерно в 100 м. от нее, куда я почти каждый день приходил с прадедушкой и дедушкой. Так что мои первые шаги к вере — с детства. У моего прадеда дома на книжной полке было немало религиозных книг. Мне нравилось перелистывать их, хотя они были мне непонятны, конечно же из-за того что я не владел ивритом. После бар-мицвы я уже самостоятельно мог молиться и даже прочитал «Кадиш» по бездетной бабушке Одоссо (сестра деда). Наша родословная описана одним из наших родственников, Эдиком Кукулиевым, и мы очень гордимся нашим древом. Меня нарекли в честь прадеда, Овадии-Хаима (это дед моего отца), он был профессиональным скорняком и виноделом, изготавливал и пил кошерное вино собственного изготовления.

- Семьи, прибывшие в Израиль с детьми школьного возраста во время большой алии, испытали немало трудностей. Подросткам приходилось всё схватывать на лету, к тому же рано повзрослевшие, они стремились еще работать в старших классах и помогать родителям. А как у вас проходил этот процесс адаптации?

- В 1994 г. мы с семьёй приехали на Землю Обетованную и поселились в Офакиме. Мои родители: Юрий (Юно), талантливый гитарист, на протяжении 20 лет играл на торжествах в Буйнакске и Махачкале. Мать, Наталья, — педагог, воспитатель. Я служил в боевых частях пограничных войск («мишмар а-гвуль») в Секторе Газа в 1999–2002 гг. — в период интифады. Затем окончил курсы сержантов и был инструктором новобранцев в военном училище. В 2002 г. окончил полный срок службы. Затем, с 2002-го, служил в полиции, в нескольких отделах, последним было подразделение по борьбе с наркотиками на юге, в бедуинском секторе. В 2010 г. я подал в отставку, оставил пост, понял, что при моём характере нельзя всю жизнь ходить под приказом, ну просто это не для меня. Я человек, который дорожит своей свободой, не любит потакать неразумным командирам, мог не раз поправить, но, увы, никто не любит замечаний.

- Вы с увлечением описываете религиозную жизнь кавказских евреев Сдерота. Заметно, что желаете донести до всех реалии вашей жизни. В условиях пандемии и карантина, смены власти в Израиле, происходит что-то странное в мире и в стране. Вам так не кажется?    

- Да, вы правы. Хочу сказать, что мы проводим уроки Торы не при кавказской синагоге, а в бейт-мидраше, для чего муниципалитет Сдерота выделил нам миклад (убежище). После молитвы, с 6 до 8 утра, проходит небольшой урок. Затем, с 10 часов утра — продолжительный урок, куда приходят те, кто могут. Вечерний урок начинается в 17.00, затем, после молитвы, между Минхой и Аравит, — 40 минутный урок еврейских законов. Святость в бейт-мидраше намного выше, чем в синагоге, так как остается больше времени для изучения Торы, помимо молитв. Внешних спонсоров пока у нас нет, поступает помощь от Давида Якубова, от сына Амиэля, того, что выстроил 20 лет назад нашу синагогу. Виктор Абаев тоже дает руку помощи. Дай Б-г, чтобы Храм в ближайшее время уже был выстроен, а для этого нам для начала нужно избегать злоязычия и вести строго еврейский образ жизни!

Теги

Похожие статьи