Если вы следили за израильскими СМИ на прошлой неделе, вы могли прийти к выводу, что самым важным событием в еврейском государстве была история Юваль Даян, 27-летней певицы, которая отказалась пожать руку президенту Джо Байдену в четверг.
У меня есть свое мнение по поводу поступка Даян (она была не права), но разве это так важно? Действительно ли ее незрелое поведение оправдывает более 100 статей — столько я насчитал в Google News?
Ответ очевиден. Проблема в том, что СМИ в Израиле, как и во всем мире, склонны зацикливаться на сенсациях, игнорируя историю, происходящую на наших глазах, которая действительно достойна того, чтобы привлечь наше внимание.
И что же это за история? «Экономика, глупый» (The economy, stupid), как сказал 30 лет назад Джеймс Карвилл.
Цены на бензин в Израиле одни из самых высоких в мире, практически вдвое выше, чем в США. Американцы имеют полное право жаловаться на то, что платят 5 долларов за галлон бензина. Если им от этого легче, то здесь мы платим более 9 долларов.
На очереди цены на электроэнергию. Предполагается, что они вырастут примерно на 15%, а это значит, что если вы сейчас платите за электричество 1000 шекелей в месяц, то будьте готовы к тому, что цена вырастет на 150 шекелей.
Подорожание происходит повсюду. Вы ходили в последнее время в кино? В субботу вечером я пошел с одной из своих дочерей на новый фильм «Тор»: два билета, один попкорн среднего размера и два напитка обошлись нам почти в 200 шекелей, около 60 долларов. Я проверил в Интернете, сколько это будет стоить в кинотеатре AMC на Манхэттене. Тот же фильм, тот же попкорн и напитки — на 15-20 долларов дешевле.
Цены на хлеб растут, квартиры не по карману, цены на кофе стремятся в заоблачную даль, и даже не начинайте выяснять, сколько стоят отели в сравнении с Европой или США. Уик-энд в хорошем отеле в Тель-Авиве обойдется вам почти в 5 000 шекелей. Такой же хороший отель с бассейном и включенным завтраком обойдется вам примерно в треть стоимости в таких местах, как Чикаго или Бостон.
Хотите купить новый автомобиль? Ничего слишком шикарного, например, Mazda CX-30? Он обойдется вам в 152 900 шекелей, около 45 000 долларов. Тот же автомобиль в США стоит почти на 23 000 долларов меньше. Nissan Altima стоит в Израиле 172 990 шекелей, более 50 000 долларов. В США стартовая цена составляет $25 000, что в два раза меньше, чем в Израиле.
Это довольно большая разница.
Почему она такова? Все просто: потому что правительство, розничные торговцы, отельеры и рестораторы могут выходить сухими из воды.
Израильтяне потворствуют этой ситуации. Они продолжают платить стопроцентные налоги на автомобили, они платят больше за доставку товаров из-за рубежа и больше за продукты, такие как шампунь, кремы, сыры и дезодоранты.
Думаете купить шесть упаковок дезодоранта Dove в магазине Super-Pharm в Израиле? Это будет стоить 77 шекелей. На Amazon те же шесть флаконов стоят 63 шекеля, разница в 14 шекелей.
Для среднего израильтянина эта ситуация невыносима. Люди страдают, семьи рушатся под экономическим бременем, не имея возможности сбалансировать бюджет в конце каждого месяца.
Можно ли это изменить?
Это будет зависеть от израильского общества. Возможность добиться перемен представится 1 ноября, когда в Израиле пройдут пятые за три с половиной года. Один из способов добиться того, чтобы на этот раз что-то произошло, — потребовать, чтобы партии представили четкую экономическую платформу того, что они намерены делать, если войдут в коалицию.
Не обращайте внимания на популистские предвыборные лозунги, которые вы услышите в ближайшие несколько месяцев. Например, Нетаньяху будет пытаться обвинить премьер-министра Яира Лапида и альтернативного премьер-министра Нафтали Беннета в недавнем скачке цен, игнорируя при этом то, что произошло за предыдущие 12 лет, когда он был премьер-министром. Отличный пример — когда две недели назад он пришел на бензоколонку и снял направленный против правительства видеоролик в связи с недавним повышением цен на бензин.
Помимо того, что было забавно наблюдать, как Нетаньяху стоит рядом с бензонасосом — когда в последний раз он действительно заправлял бак автомобиля? — невозможно было не заметить его цинизма. Позже в Твиттере распространились видеозаписи 2011 и 2012 годов, когда его правительство также повышало цены на бензин, а он, премьер-министр, утверждал на заседаниях кабинета министров, что правительство не может повлиять на цены. «Даже Обама не может остановить рост цен», — сказал он тогда.
На протяжении последних четырех выборов основным вопросом, на котором сосредотачивались израильтяне при голосовании, был вопрос о том, хотят они Биби или не хотят. Настало время для более вдумчивого подхода. Надеюсь, мы сможем решить эту задачу.
Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова