В Израиле существует тенденция связывать определенные проблемы с теми или иными слоями населения или политическими партиями.
Например, масштабные протесты против социальной несправедливости в 2011 году, когда палаточные городки возникали повсюду, а наиболее известным стал бульвар Ротшильд в Тель-Авиве, справедливо или несправедливо ассоциировались с левыми. Считалось, что протесты были направлены не только против стоимости потребительских товаров, но и против правительства Нетаньяху, которое мирилось с высокими и продолжавшими расти ценами.
Сейчас Израиль снова сталкивается с высокими и продолжающими расти ценами. Например, стоимость жилья, выражаясь ненаучным, но точным термином, безумна. Тель-Авив недавно был назван самым дорогим городом в мире, и это сомнительное звание во многом обусловлено жильем.
Но дело не только в Тель-Авиве и не только в покупке недвижимости. Стоимость аренды жилья также поднимается в стратосферу, оказывая огромное давление на и без того испытывающие стресс молодые пары.
Продукты и бензин тоже стали невыносимо дороги. Да, многие путешествуют. Да, дороги забиты. Но высокие цены ощущаются повсеместно и ежесекундно.
Сегодня, в отличие от 2011 года, я считаю, что рост цен следует рассматривать как сионистскую проблему, которая выходит за рамки партийных или идеологических разногласий. Почему? Потому что рост цен приведет к тому, что молодым людям будет все труднее оставаться в Израиле.
Многие молодые израильтяне хотят жить в своей стране, но чувствуют, что не могут себе этого позволить. Они смотрят вокруг и видят более доступную жизнь за границей.
Один замечательный молодой человек, которому я преподавал английский, когда он учился в колледже, сказал мне, что он и его невеста серьезно рассматривают возможность переезда в Португалию, где стоимость жизни значительно ниже. Я ответил, что идея хорошая, за исключением одной проблемы: вам придется жить в Португалии.
Эта шутка будет становиться все менее и менее смешной, если молодые люди почувствуют, что просто не могут свести концы с концами в Израиле.
Есть еще один риск, который мне даже кажется более важным: это риск для нашей невероятной рождаемости, гордости нашей нации, которая легко может быть самой высокой среди развитых стран мира.
Но что произойдет, когда расходы на питание и уход за детьми, не говоря уже о стоимости жилья, сделают невозможным рождение третьего или четвертого ребенка? Это перспектива, о которой мы все должны думать с большой тревогой.
Следующее правительство, которое придет к власти по итогам ноябрьских выборов, должно рассматривать стоимость жизни в Израиле как проблему национальной безопасности, в качестве аполитичного консенсусного вопроса, главного национального приоритета. Мы должны рассматривать доступность как не что иное, как сионистскую ценность, неотъемлемую часть императива создания справедливой и гостеприимной еврейской родины.
Наши граждане должны очень внимательно прислушиваться к тому, что наши политические лидеры и те, кто стремится ими стать, хотят сделать для борьбы с дороговизной жилья. Мы должны требовать планов, а не просто успокаивающей риторики.
Доступность может сочетаться с другими критически важными начинаниями, такими как обеспечение еврейского характера периферии, реальность которой сегодня находится под большим вопросом. Почему бы не открыть стимулирующие программы, поощряющие молодых людей переезжать в Западную Галилею или в Негев, стимулируя их грантами на обустройство или специальными низкопроцентными или беспроцентными кредитами?
Каждый, кто посещает Голанские высоты, уезжает с ощущением, что здесь есть возможность создать хорошо спланированное, красивое и продуктивное место для буквально сотен тысяч молодых израильтян. Голаны манят, и они могут сыграть важную роль в обеспечении еврейского будущего для еврейского государства.
Я невероятно горжусь тем, что Израиль действует как свет для народов, принося благословения наших технологий для помощи слаборазвитым обществам. Теперь мы также должны действовать как свет для самих себя, привнося идеи и реалии, которые позволят нам обеспечить светлое будущее для наших молодых граждан.
Нация Start Up должна также стать нацией Costs Down.
Jewish News Syndicate, перевод Ларисы Узвалк